2024-05-04

Почему воронежские подростки сводят счеты с жизнью и что стоит за сухими цифрами статистики

Почему воронежские подростки сводят счеты с жизнью и что стоит за сухими цифрами статистики
Проблема подросткового суицида в последнее время превратилась в одну из самых острых и первостепенных. Согласно докладу детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой, число детских самоубийств в России увеличилось на 13% за последние три года, а количество повторных попыток суицида возросло сразу на 92,5%. Ситуация страшная, а потому как никогда важно повлиять на нее сообща.

20 апреля в городском Дворце творчества детей и молодежи прошла интерактивная конференция «Ты не один!», организованная управлением образования и молодежной политики администрации Воронежа и Центром развития образования и молодежных проектов. Говорили о главном – как не остаться «глухим» к крику о помощи и вовремя помочь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, не совершить непоправимое.

РАЗОБРАТЬСЯ В ПРИЧИНАХ

В конференции приняли участие представители общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования – педагоги и психологи, социальные педагоги, завучи по учебно-воспитательной работе учреждений Воронежа, а также приглашенные спикеры из медицинского сообщества и духовной сферы. Символом конференции традиционно стала желтая ленточка как знак солидарности с темой профилактики суицида среди несовершеннолетних.

Открывая конференцию, заместитель руководителя управления образования и молодежной политики Оксана Хоронжук озвучила статистические данные случаев суицида и суицидальных попыток среди несовершеннолетних воронежских школ. Так, в 2021 году в Воронеже в результате суицида умерли 6 подростков, еще было зарегистрировано 18 попыток. По статистике 2022 года, попыток стало больше – 22, а завершенных оказалось 2. С начала этого года их уже на 1 больше. По словам Оксаны Хоронжук, в первом квартале 2023 года зафиксированы 4 суицидальные попытки, из них 3 закончились гибелью детей.

В частности, по информации СМИ, жуткая история произошла на ул. Тепличной в феврале. Вернувшись домой, отец обнаружил в ванной комнате тело своего 16-летнего сына. Мужчина позвонил в полицию, сообщил о случившемся, сказав, что больше не видит смысла в жизни, и тоже совершил самоубийство.

А в январе 12-летняя девочка выпрыгнула со второго этажа школы № 3. Ее госпитализировали в травматологическое отделение детской больницы. Обошлось без серьезных последствий, но подобные дела под особый контроль всегда берут силовики. Они, к слову, тоже – участники конференции «Ты не один!».

Среди причин суицидального поведения у подростков нередко звучит проблема «отцов и детей», в частности, игнорирование подростковых проблем, ситуаций, связанных с плохим настроением, бесконтрольным пребыванием в соцсетях. Чтобы изменить ситуацию, управление образования и молодежной политики г. Воронежа запустило проект «Отцы и дети».

– Его цель – повышение престижа традиционных семейных ценностей у детей, подростков и молодежи, укрепление статуса семьи в обществе. Мы проводим циклы мероприятий с кризисными психологами, представителями УМВД по г. Воронежу, уполномоченным по правам ребенка Воронежской области, специалистами здравоохранения и другими в онлайн-формате, и подросткам предоставлена возможность задать свой вопрос спикеру, – пояснила Оксана ХОРОНЖУК.

ОКАЗАТЬ ПОДДЕРЖКУ

В Воронеже для работы с подростками создана Мобильная антикризисная бригада. О ее деятельности доложила в ходе конференции начальник отдела психологических практик сопровождения ТПМПК, руководитель Мобильной антикризисной бригады г. Воронежа Любовь ШАХОВА.

– Суицидальные мысли возникают, когда ребенок чувствует, что у него есть проблема, но нет опыта ее пре­одоления и необходимой поддержки, – говорит Шахова. – А школьная жизнь дает детям достаточно поводов для того, чтобы испытывать состояние стресса, беспокойства и напряжения.

Наиболее травмирующие ситуации – это отторжение сверстниками, страхи быть плохим учеником и получить плохую оценку, буллинг. И все это нередко усугубляется невозможностью получить своевременную психологическую помощь, ведь, как утверждает Шахова, школьные психологи очень загружены, их не хватает.

– А еще из тенденций: сформировался «синдром педагогического насилия», это связано с личностными особенностями учителя. Неразвитая рефлексия педагога приводит к достижению им результатов через насилие в образовательном процессе, – считает Любовь Шахова.

Например, директор сделал замечание, учитель не может ему ответить, но вымещает свое раздражение на учениках. Это касается тех педагогов, которые находятся в состоянии эмоционального выгорания, и таких становится больше. Или обратная ситуация: ребенок не выучил урок и получил двойку. Его ругает учитель, ругают дома. На следующем уроке педагог дает школьнику возможность реабилитироваться, но тот еще не прожил ситуацию и все еще испытывает стресс и напряжение. В итоге – опять двойка. Специалист уверена, что в таких случаях нужно делать паузу. И взрослый должен помочь ребенку проработать тревожность.

Кроме того, испытывая стресс, можно оказаться невольно вовлеченным в буллинг. По статистике, самая уязвимая группа – дети от 7 до 12 лет, именно в этом возрасте внешняя среда влияет на личность, и если ученик терпит издевательства, насмешки, то это приводит к появлению у него тревожности и формирует низкую самооценку, предрасположенность к депрессиям.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

Обращений в Мобильную антикризисную бригаду поступает все больше, к тому же расширяется и ее функционал. Если в ноябре-декабре 2021 года – время создания бригады – специалисты провели только 5 выездов в связи с проявлением аутоагрессивного поведения, то в 2022 году они отрабатывали уже запросы, связанные с девиантным поведением и профилактикой аутоагрессивного поведения. В общей сложности – 21 выезд. А с января по март этого года мобильная бригада провела работу уже по 19 запросам, к традиционным добавились ситуации, связанные с конфликтным поведением, и тренинги.

– Рекомендую школьным психологам проводить занятия с учителями-предметниками и объяснять им основные маркеры, которые позволяют отнести ребенка к группам риска. А детям важно прививать навыки саморегуляции, опыт жизнестойкости и позитивного целеполагания. И тут необходима работа с родителем тоже. Не все спокойно реагируют на приезд мобильной бригады в школы, начинаются вопросы: «Зачем вы протестировали моего ребенка?» С начала года мы добавили выезды на родительские собрания в школы, где этот накал снижаем, – отметила Любовь Шахова.

Были заслушаны и другие доклады. Тему «Опасности интернета: группы смерти, растлители, вербовка. О том, как защитить ребенка» раскрыл начальник отдела участковых уполномоченных полиции и отдела по делам несовершеннолетних УМВД России по г.Воронежу Михаил Щербаков. А проблему суицида несовершеннолетних с точки зрения медицинского подхода осветил главный внештатный специалист по медицинской психологии департамента здравоохранения Воронежской области Марина Ларских. Тему «Духовный выбор человека в условиях глобального вызова современности» осветил настоятель храма пророка Самуила, помощник Центрального благочинного по образованию иерей Евгений Вжесневский.

В завершение конференции был проведен мастер-класс «Развитие жизнестойкости у подростков».

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ