2024-12-23

Почему так трудно дается воронежским властям решение о повышении платы за проезд

Итак, борьба за тариф на проезд в общественном транспорте Воронежа вступила в решающую фазу. До наступления хоть какой-то ясности осталось меньше недели.

Итак, борьба за тариф на проезд в общественном транспорте Воронежа вступила в решающую фазу. До наступления хоть какой-то ясности осталось меньше недели.

Напомним, главными участниками этой борьбы являются владельцы компаний-перевозчиков – с одной стороны и правительство области – с другой. Все началось 19 июня с обращения перевозчиков о том, что, по их расчетам, минимальную рентабельность им обеспечит тариф в 25 рублей за поездку, и установить его нужно как можно скорее, иначе маршрутки просто не выйдут на улицы города. Обращение было адресовано мэру Воронежа Вадиму Кстенину и начальнику ГУ МВД Михаилу Бородину. Почему были выбраны такие адресаты, можно только догадываться, поскольку вопрос тарифа находится исключительно в компетенции областных властей, а именно – профильного управления по тарифам (УРТ).

Вадим Кстенин отреагировал тут же: перевозчики были приглашены в администрацию, с ними поговорили, и из стен мэрии они вышли с заверениями, что никакой забастовки не будет. А мэр по итогам беседы сделал заявление: «Я искренне убежден, что повышение тарифа может идти только вместе с повышением качества услуг перевозок». И анонсировал, что в ближайшее время на региональном уровне пройдет ряд совещаний по этому вопросу для выработки оптимального решения.

В начале июля глава управления по госрегулированию тарифов Евгений Бажанов заявил, что перевозчики представили в УРТ свои расчеты относительно того, на сколько должна быть повышена плата за проезд. Но в правительстве сочли эти расчеты недостаточными и запросили у перевозчиков дополнительную информацию.

Тем временем некоторые электронные СМИ провели опрос читателей, который дал удивительный результат: большинство высказалось за повышение платы – при условии, что качество обслуживания вырастет. Всерьез выдавать это за общественное мнение не приходится, но надо же и понимать: в последний раз плата за проезд в Воронеже была увеличена летом 2017 года – с 15 до 17 рублей. И уже тогда перевозчики просили о тарифе в 27 рублей, называя его оптимальным: дескать, только в таком случае можно вести речь об обновлении подвижного состава. А еще раньше, в 2015 году, городская Контрольно-счетная палата сделала вывод, что себестоимость поездки в муниципальном троллейбусе составляет 29 рублей.

Да, разница между электротранспортом и маршрутками существует, но, по правде сказать, не такая уж большая.

Поэтому приходится признать, что всякое увеличение платы за проезд происходит у нас с запозданием, если иметь в виду интересы предприятий, которые занимаются перевозками. Но власти обязаны учитывать и интересы тех, кого перевозят, а найти этот баланс непросто. Понятно же, что большинство людей не хочет платить за элементарную услугу по доставке из пункта А в пункт Б больше, чем платит сейчас, что бы там ни показывало электронное голосование. Но также понятно, что плата будет увеличена, и в контексте дискуссии, которая благодаря соцсетям вдруг сделалась главной темой города, сумма платежа стала сакральной.

В понедельник, 15 июля, вице-губернатор Виталий Шабалатов провел встречу с перевозчиками, и сразу после нее в прессе мелькнуло: стороны сошлись на 23 рублях с сентября. При этом источник информации не назывался. Правительство области вынуждено было распространить комментарий: никакого решения на совещании принято не было, в УРТ по-прежнему ждут от перевозчиков документацию по экономическому обоснованию. Как полагают в правительстве, нужная документация поступит в течение недели. После чего переговоры продолжатся.

Владелец одной из компаний-перевозчиков сказал «Горкому36», что 23 рубля – слишком мало, эта сумма позволяет только осуществлять перевозки в привычном режиме, без улучшения качества, без обновления.

Но тут к месту будет напомнить, что в следующем году в Воронеже будет внедрена новая комплексная схема организации дорожного движения. И тогда же, в 2020 году, истекает срок договоров, заключенных администрацией с перевозчиками. Наступит пора новых контрактов и нового распределения маршрутов. Вместе с этим будет утверждаться и новый тариф – в том числе повсеместно дифференцированный, когда платить картой выгоднее, чем наличными.

В начале июля губернатор Александр Гусев обмолвился: если мы поймем, что местные перевозчики не способны вести бизнес комфортно и безопасно для горожан, то пригласим «большого оператора»  крупную федеральную компанию.

В контексте грядущей потери рынка и доходов владельцы воронежских компаний, кажется, будут рады любому повышению тарифа – на три, на пять, на шесть рублей. А горожанам, наверное, следует беспокоиться о том, каким станет общественный транспорт в следующем году и сколько придется платить за поездку тогда.