2024-03-19

Победитель регионального конкурса «Учитель года» Тимур Садовский: «Тесты в моем деле – суррогатная физкультура»

В день, когда для воронежских школьников прозвенел последний звонок, назвали имя победителя регионального этапа конкурса «Учитель года России». Им стал педагог Терновской средней общеобразовательной школы №1 Тимур Садовский. «Горком36» взял интервью у лучшего учителя области и узнал, как он пришел к предмету, и чем будет удивлять федеральное жюри. 

В день, когда для воронежских школьников прозвенел последний звонок, назвали имя победителя регионального этапа конкурса «Учитель года России». Им стал педагог Терновской средней общеобразовательной школы № 1 Тимур Садовский. «Горком36» взял интервью у лучшего учителя области и узнал, как он пришел к предмету и чем будет удивлять федеральное жюри.

Движение – жизнь

– Вы первый педагог из Терновского района, кто стал победителем регионального этапа конкурса. Чувствуете особую ответственность?

– Я никогда об этом не думал, знаю, что мои коллеги добивались успехов в конкурсе и становились призерами. Но мне в этой роли очень непривычно, потому что я даже не предполагал, что «Учителем года» может стать учитель физической культуры. Педагоги-предметники имеют на это больше шансов. К сожалению, в образовательной среде распространено мнение, что физическая культура – предмет не основной, урок, который существует для умственной разгрузки учащихся. Но я с этим в корне не согласен, поэтому, к слову, я и пришел в профессию, хотя по первому образованию я ветеринарный врач. Так что вдвойне приятно, что мой предмет оценили.

– Вас обижает, когда к вашему предмету относятся несерьезно?

– Нет. Я понимал, что это есть, когда шел работать в школу. И понимаю сейчас, что мне еще работать и работать на изменение понимания. Ведь грамотные занятия физической активностью нужны не только для того, чтобы сделать ребенка сильным, но и чтобы научить его чувствовать свое тело. Вот что нужно доносить, в том числе до родителей.

С помощью физической активности можно понять, например, в какое время лучше ложиться спать и просыпаться, чтобы было хорошее настроение. Какие виды деятельности тебе можно делать, а какие не подходят крайне – для одного ежедневные нагрузки в тренажерном зале обычная история, а для другого возможны только пробежки по утрам. Культура питания – тоже часть физической культуры. И на уроках об этом мы обязательно с детьми говорим.

«Статус надо оправдывать»

– Нередко кажется, что урок физкультуры в школе – это гимнастика, иногда игры с мячом, а зимой лыжи. А какая у вас методика преподавания?

– Задача педагогов физической культуры – дать школьникам инструменты для грамотного занятия активностями. И тут очень большое значение имеет теоретический блок, в том числе посвященный самоконтролю, летнему циклу самостоятельных занятий, возможностям самому оценить, есть ли прогресс в том, что ребенок делает. Урок физкультуры не призван дать профессиональную спортивную специализацию каждому ребенку, нужно рассказать, показать и заинтересовать. А ребенок должен принять решение. И мне кажется, только так и нужно работать.

Преподавание предмета завязано всегда на личности учителя. Вот я всегда различаю спорт и физическую активность, не все могут и должны быть спортсменами. Спорт – это профессиональная деятельность, и спортсменами становятся не в тот момент, когда ходят в спортивную секцию, записываются в спортивно-юношескую школу или выигрывают первые соревнования, а тогда, когда всю свою жизнь выстраивают вокруг определенного занятия. От режима тренировок до сна, питания и встреч с друзьями.

Когда я пришел в школу, то с удивлением отметил, что дети редко ходят в лес, некоторые даже боятся его и не знают, что делать в походе. Как организовать быт, не знают. А их родители не отпускают. В мое детство мы часто посещали лес, и за нас так не переживали. Это тоже отчасти подвигло меня прийти в школу.

В программе преподавания предмета заложены основные направления – легкая атлетика, лыжная подготовка, баскетбол, гимнастика и т. д. Это складывалось тысячелетиями. Все, что сверх – на откуп детям и родителям, для этого существует система дополнительного образования. Она позволяет удовлетворить спрос детей на более тонком уровне, они могут попробовать себя везде, где только захотят.

Сам я веду секцию по детско-юношескому туризму, на этом было основано мое конкурсное выступление по внеурочной деятельности. И опять же я не делаю детей чемпионами спортивного туризма или спортивного ориентирования, моя задача – мотивировать детей посещать лес, дать им знания по страховке, рассказать о правилах пребывания на природе, пересечения местности. Это им позволяет не бояться природы. Когда я пришел в школу, то с удивлением отметил, что дети редко ходят в лес, некоторые даже боятся его и не знают, что делать в походе. Как организовать быт, не знают. А их родители не отпускают. В мое детство мы часто посещали лес, и за нас так не переживали. Это тоже отчасти подвигло меня прийти в школу.

– Но раз интерес был всегда, почему сразу не выбрали профессию педагога?

– Это был 2003 год, тогда о профессии учителя говорили исключительно в отрицательном ключе. Педагог воспринимался как человек с постоянными проблемами, вечно загруженный и просящий в долг. А мужчины вообще редко шли в педагогические вузы, в основном это были те, кто хотел откосить от армии. Я не хотел, чтобы меня ассоциировали с ними, но все возвращается на круги свои.

– А теперь статус и положение учителя в обществе изменились?

– Теперь статус учителя связан со статусом высшего образования. Введение ЕГЭ, несмотря на поначалу откровенно тяжелые вопросы, вызванные его внедрением и реализацией, позволило выпускникам без дополнительных испытаний поступить в практически любой вуз страны. Этот вектор оказал благотворное влияние на престиж работы педагога. Учитель сегодня фактически включен в систему высшего образования. К тому же финансовая сторона улучшилась. Но надо сказать, что при этом и квалификация педагогов повышалась с введением ЕГЭ, потому что статус надо оправдывать.

qqNeA0Ku-RY.jpg

Без «суррогатной» физкультуры

– Мне кажется, вам было труднее всего адаптироваться к дистанционному обучению. Как вы справились?

– Я выбрал работу через челленджи, но, честно говоря, не думал, что это найдет какой-то отклик. Когда шла первая неделя дистанционного обучения, я просто нашел видео с упражнениями, которые попросил ребят выполнить. На самом деле найти подходящий контент в Сети не так-то просто. Мы же работаем с детьми. Важно было, чтобы там не было никаких призывов, никакой рекламы – это детям не нужно. Я нашел, отправил, но все было как-то кисло. Я сделал чат, чтобы мы могли общаться, и просил обратную реакцию, чтобы понимать, что им интересно, как лучше выстраивать такие занятия. Мне нужна была живая реакция. И дети стали писать, что это скучно, что они хотят гулять, хотят пойти на тренировку, погонять мяч. Но я же не могу им этого позволить, когда вокруг эпидемия. Стал думать, что можно сделать.

И мне помогли известные люди. Криштиану Роналду выложил свой челлендж, показал, как занимается дома. Я показал ребятам, но они не заинтересовались. Но потом мне попался ролик от Тома Холланда. Актер играет Человека-паука и показал, как можно надеть футболку, стоя на руках. А это хорошая механическая работа и такой посыл: «А вам слабо?» И я понял, что начинать надо с себя. Попробовал сам, потом с дочкой, а ей очень понравилось, и она уже разными способами научилась это делать. Тогда я записал небольшой ролик и передал эстафету другу-тренеру. Мы решили вместе всколыхнуть своих воспитанников. И дети включились. Не у всех получилось, но физической активностью они занялись. Я не ставил задачу, чтобы каждый залез на стенку, расшибся, но сделал – нет. Было желание, чтобы они стали двигаться.

Потом были другие ролики. Записал видео упражнений для укрепления связок. Но блогером тоже надо уметь быть, это не так-то просто. Ну, вот так выходили из положения. Сухая теория детям не нужна, а корректного обучающего контента в интернете совсем немного. Да и зачем ребенку, который провел несколько часов за компьютером, на уроке физкультуре снова предлагать за него садиться и что-то записывать в тетрадь и решать тесты? Так не бывает, что тест решил – и ты физически подготовлен. Это суррогат, он ничего общего с физической активностью не имеет.

Но челленджи я делал нечасто, понимая, что у ребят и так большая нагрузка. Раз в неделю они снимали видео с упражнениями и высылали мне. Скоро я все это объединю в одно и сброшу им, чтобы показать, что их старания были не зря.

– Профилактика травматизма – важный аспект, который вы на уроках обязаны учитывать. Но в челленджах вы не можете это проконтролировать, хотя просите постоять вниз головой…

– Все челленджи я задумал как семейные. Режим самоизоляции соблюдался всеми, и я знаю, что все уроки наши воспитанники выполняли при родительском контроле. Да и риски травматизма там сокращены. Стена, на которую предлагается опереться ногами, является крепкой неподвижной опорой. Другой вопрос, что подобные упражнения, напротив, гораздо проще выполнить младшим и средним классам, в старших классах у детей уже другая масса тела, а связки оказываются неподготовленными для таких экспериментов. Еще хочу сказать, что я никого не заставлял, такая работа была, скорее, факультативной. Это не задание на дом, а мотивашка. И тут нет отрицательного результата. Просто если получилось, ты молодец, так как уровень твоей физической активности на должном уровне. Не смог встать на руки, значит, нужно подтянуть форму, давай думать.

– Будете в дальнейшем использовать этот инструмент?

– Если я стану блогером, у меня не останется времени на то, чтобы быть учителем. У меня есть площадка, где я могу работать, но планов таких нет, но вот эпизодические ролики для своих детей, если появятся идеи хорошего контента, почему бы не сделать. Но теперь надо будет держать уровень. Не хочется делать плохо, а чтобы сделать хорошо, мне нужно запастись новыми знаниями и умениями. В любом случае живое общение всегда будет превалировать, я приходил в школу, чтобы видеть глаза детей, а не монитор ноутбука.

Наперегонки с собой

– А воспринимаете ли вы конкурс «Учитель года» как спортивное состязание? В нем же тоже есть элемент соревнования, а у педагогов – желание стать первым.

– Совсем нет. Мне кажется, что это какая-то условность. Как сравнивать физрука и математика? Биолога и учителя начальных классов? На региональном этапе конкурса была очень дружественная атмосфера, там все участники классные. Если это и соревнование, то только с самим собой и своими страхами. Мне кажется, что у педагогов-предметников есть больше возможностей раскрыться в конкурсе, но вот и я чем-то привлек. Но я просто показал то, что умею. Впереди еще сложный этап, и там все будет куда серьезнее. Остается только стараться и оставаться собой. Я думаю, что победит не тот, кто ответит на все вопросы, а тот, кто даст жюри что-то, что оно никогда не видело.

Фото с сайта Терновской школы

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ