2024-04-26

По гулкой мостовой Дворянской: главный проспект Воронежа пережил не одну революцию в благоустройстве

В каждом городе есть улица, которая считается и его символом, брендом, и сосредоточием светской, и коммерческой жизни. Воронежцы и гости города относятся к проспекту Революции/Большой Дворянской примерно так же, как в Москве – к Тверской, в Киеве – к Крещатику, в Нью-Йорке – к Пятой авеню.
В каждом городе есть улица, которая считается и его символом, брендом, и сосредоточием светской, и коммерческой жизни. Воронежцы и гости города относятся к проспекту Революции/Большой Дворянской примерно так же, как в Москве – к Тверской, в Киеве – к Крещатику, в Нью-Йорке – к пятой авеню.

«Гладко вписано в бумаге…»

Наш главный проспект намного моложе самого города, который был основан в 1586 году. Сначала это была проезжая дорога к дому губернатора и «присутственным местам» (расположенным в районе современного Петровского сквера), построенным в отдалении от «старого города», сильно пострадавшего при пожаре 1748 года.

По генплану 1774 года (времени Екатерины II) нарисовали для Воронежа «Дворянскую першпективу» – административную и сословную улицу. Отсюда и название.

Краевед конца XIX века Веселовский писал о рубеже XVIII-XIX вв.: «…в ненастные осенние и весенние дни немощеный город представлял даже на главных улицах невылазные грязи и топи, так есть предание, что по нынешней Большой Дворянской улице во время таких грязей публика изволила разъезжать на лодках, запряженных быками».

Встал вопрос о благоустройстве. В 1785 году генерал-губернатор Чертков обратил внимание на «беспорядочное состояние города». Начали с выравнивания дорог: заделывания выбоин, промоин и трясин. Привлекли «колодников» – заключенных тюремного острога – причем оплачивая их труд!

Налог на богатых

Городской магистрат вводит сбор на мощение улиц. Для руководства сбором и мощением выбрали авторитетного купца Русинова. На мощение всех улиц не хватило средств; жаловались на невыплаты и рабочие. Все ж таки первой к июню 1801-го под надзором губернского архитектора Белокопытова замостили Большую Дворянскую.


Краевед конца XIX века Веселовский писал о рубеже XVIII-XIX вв.: «…в ненастные осенние и весенние дни немощеный город представлял даже на главных улицах невылазные грязи и топи, так есть предание, что по нынешней Большой Дворянской улице во время таких грязей публика изволила разъезжать на лодках, запряженных быками».

В 1804 году при губернаторе Пушкине домовладельцам на главных улицах предписано мостить за свой счет участки около своих домов. В силу разной степени, выражаясь современным языком, «социальной ответственности» состоятельных граждан, первая мостовая получилась «кусками», разными по качеству покрытия.

Променад

В 1810 году губернатор Бравин изыскал казенные средства для благоустройства главной улицы.

Архитектор Соколов, впервые побывавший в Воронеже в 1814 году, оставил воспоминания: «…на середине Дворянской улицы существовал бульвар, шириною в третью часть оной, а протяжением – от комиссии до теперешнего театра, обсаженный в два ряда деревьями, с надолбами и фонарями по обеим сторонам, освещаемыми сальными свечами. По обе стороны бульвара улица была вымощена большими каменьями, делающими мостовую очень беспокойную для езды; а около домов, отступя на сажень, были канавы для стока воды, обнесенные также надолбами…»

А мощение каменное, по свидетельству Соколова, имела еще только Новая Московская (ныне Плехановская).

Еще много-много раз

Прошло много времени, пока главная улица обрела тот облик, который известен нам по видовым открыткам конца XIX – начала XX века. Изначально решили определиться со статусом: торговая и суетная – это Новая Московская, на нее «нанизали» рыночные площади (Круглые ряды, Конный торг, Хлебную и Щепную площади); а Большая Дворянская – парадная, административная, «церемониальная».

В 1818 году перед визитом Александра I впервые установили «надолбы» – низкие тумбы из дерева или камня – для эстетики ограждений тротуаров и построек от наезда лошадей. С 1821 или 1822 года на Большой Дворянской стали устраивать первые тротуары. С 1824 года появляется ровное мощение – из небольших по размеру камней – для чего в Воронеж выписали известных мастерством смоленских мостовщиков.

В 1832-м открыты для всеобщего поклонения мощи св. Митрофана, город стал местом паломничества, и вновь подняли вопрос о благоустройстве главных улиц. В 1834 году делается специальный заем на переустройство мостовых.

Черный против серого

Первый для Воронежа асфальт тоже появился на главной улице. В 1894 году здесь, как узнал современный историк Павел Попов, началось асфальтирование тротуаров. Домовладельцы оплачивали устройство тротуаров возле своей усадьбы. Городская управа выполняла роль посредника между ними и подрядчиком, представительством «Сызранско-Печерской асфальтовой и горной промышленности». Проезжую часть тогда не асфальтировали, опасаясь, что «асфальт не выдержит будто бы большой езды», как писал «Воронежский телеграф».

Вопрос освещения решали вместе с реализацией первого генплана города. О чем документ 1792 года – «предписано по улицам здешнего города поставить новые фонари». Местная администрация назначила свечные светильники нового образца только для Большой Дворянской и Большой Московской, на других же улицах разрешила «употреблять» «старокалиберные». Следить за фонарями у своих домов обязали домовладельцев. В 1822 году появились первые светильники на конопляном масле.

А про «завтра» – к экспертам

Проспект Революции как никакая другая улица в городе имеет множество наслоений прошлых реконструкций и рекордное количество объектов культурного наследия.

Как отмечает пресс-служба мэрии, в начале февраля в ходе обсуждения на рабочем совещании вопросов подготовки к комплексному благоустройству проспекта Революции мэр Воронежа Вадим Кстенин подчеркнул: «Считаю очень важным, чтобы к работе над проектно-сметной документацией в качестве экспертов привлекались представители воронежского архитектурного сообщества и общественных организаций, специализирующихся на качестве и комфорте городской среды».

Генеральный директор проектного института «Гипрокоммундортранс» Екатерина Алексеева считает, что необходимость реконструкции проспекта Революции в Воронеже назрела уже давно. Внешний вид главной улицы города искажают, в частности, свисающие вдоль фасадов домов кабели, провода. «Решение задачи по устранению самонесущих изолированных проводов (сетей электроосвещения, электроснабжения, связи и прочих коммуникаций) сопряжено с рядом инженерно-технических, организационных, нормативно-правовых сложностей. Следует выполнить геодезические изыскания с идентификацией всех владельцев сетей и согласовать с ними проектные решения, – отметила для «Горкома36» Екатерина Борисовна. – Особое внимание требуется 25 объектам культурного наследия, которые находятся в зоне реконструкции. Абсолютно недопустимо, чтобы в ходе предстоящих работ был нанесен ущерб памятникам архитектуры».

Гендиректор проектного института «Гипрокоммундортранс» акцентировала важность комплексного подхода к реконструкции значимого для Воронежа общественного пространства:

– Чтобы решить все вопросы, необходим сугубо профессиональный подход к составлению технического задания на разработку проектно-сметной документации для предстоящей реконструкции.

Владимир РАЗМУСТОВ, историк
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ