За две недели в компании двух своих приятелей я проехал несколько стран и убедился, что такое путешествие не для слабонервных и немощных. Одной из основных целей путешествия было посещение музея Антона Чехова в небольшом городке Баденвайлер на юге Германии, где великий писатель провел свои последние дни.
В камере
Первые сильные эмоции мы испытали уже на белорусско-польской границе, где польские таможенники загнали наш междугородний автобус (есть и такие бла-бла-кары!) в камеру с рентген-установкой.
– Сколько здесь езжу, а такого ни разу не видела, – сказала мне белоруска Яна, которая спешила в Варшаву на учебу. Спустя два с лишним часа ожидания мы почуяли, что при таком раскладе можем сегодня не попасть в Вену, где у нас была забронирована и уже оплачена гостиница.
Яна рассказала, что обучается в польской столице на менеджера гостиничного сервиса, а в свободное время подрабатывает официанткой в кафе.
– И какой же доход, если не секрет, это приносит? – не удержался я от нескромного вопроса.
– С чаевыми более трех тысяч злотых в месяц (60 тысяч российских рублей – прим. авт.). Но половина из этих денег уходит на оплату жилья.
Быть может, Яна рассказала бы мне о своем житье-бытье и больше, но в этот момент наш автобус выпустили из камеры, и мы смогли продолжить свой путь. И хотя водитель гнал его что было мочи, на автовокзал «Варшава Западная» мы вместо трех часов ночи прибыли только под утро.
Как на грех
Теперь делать нечего – надо было срочно ехать на железнодорожный вокзал, откуда проще всего добраться на перекладных до Вены.
И тут как на грех мои друзья уговорили меня взять такси. Местный таксист уже хватал нас за руки, уверяя, что это обойдется нам практически даром – по пять злотых (два евро) на километр по счетчику.
Тем не менее водитель-поляк, любезно погрузивший наши вещи в свою машину, категорически отказывался понимать и по-русски, и по-английски мой вопрос, в какую сумму в конечном итоге выльется такая поездка. Это смутило меня, и не зря. Уже через пару минут езды я понял, что водила повез нас кружным путем.
Когда он «выкатил» нам окончательный счет, у меня глаза полезли на лоб:
– Семьдесят евро за пять минут езды?
– А у нас не от времени, а от километража зависит оплата, – неожиданно обрел водила дар говорить по-русски. – К тому же сегодня праздник, День поминовения, так что мы работаем по повышенному тарифу...
Наш путь в тумане
Несмотря на праздники, мы нашли бла-бла-кар, который шел в нужном направлении. Водителем машины оказалась служащая одного из местных банков по имени Илона – красивая блондинка лет сорока, которая увлекалась сальсой, неплохо ориентировалась в польском кино, терпеть не могла интернет и совершенно не представляла, кто такой Ежи Лец. Пани ехала до города Катовице навестить своих родственников и взяла за проезд с российской братии всего тридцать евро.
Катовице понравился своей ухоженностью и неторопливостью, а также доброжелательностью горожан, резко контрастировавшей с невоспитанностью железнодорожной челяди. А вот что не понравилось, так это претензии туалетного автомата на автовокзале, который наотрез отказывался принимать мелкие деньги. Очевидно, он прежде висел в каком-либо важном учреждении.
Владельцем очередного бла-бла-кара – основательно подержанного «Опеля» – оказался общительный парень, ехавший в Братиславу забирать грузовик из ремонта.
Своей зарплатой Марцин был не очень доволен, как ею сегодня недовольны многие поляки, уезжающие на заработки в Англию, Германию или соседнюю Австрию. Он и пояснил, что если бы мы попали в Катовице не в праздники, а в обычное воскресенье или в будни, то проблем с поездкой в Вену у нас бы не было.
Венский «вальс»
Когда мы прибыли в Вену, на часах было без малого одиннадцать ночи.
– Скажите, а как нам добраться до этой гостиницы? – показал я работнику автовокзала бумажку с адресом.
– Теперь только на такси, – присвистнул он.
При слове «такси» я вздрогнул. Но, в отличие от своего польского коллеги, австриец сразу назвал мне цену доставки – двадцать пять евро. Потом снизил цену до двадцати.
Утром, отоспавшись и перекусив, мы отправились осматривать достопримечательности австрийской столицы, до которых было шесть остановок автобусом и еще с десяток – на метро.
И тут нас постерегала неожиданность. При попытке узнать, как оплатить проезд в автобусе, молодая австрийка ответила, что билет можно будет купить только в метро, а пока – приложила она палец к губам – тсс…
Выходило так, что до метро мы должны были ехать зайцами, но, как вскоре выяснится, другого варианта у нас и не было. Дело в том, что и в Австрии, и в Германии сознание народа дошло до того, что при посадке в общественный транспорт ты не упираешься грудью в турникет, а просто компостируешь заранее купленный билет. Можешь и не компостировать – и вход в транспорт, и выход из него тут совершенно свободный в расчете на честность граждан. Каким образом австрийцы и немцы достигли такой коммунистической сознательности масс, трудно сказать, но в одном я абсолютно уверен – в России при подобном подходе к делу общественный транспорт обанкротился бы в два счета.
Музей на свежем воздухе
Но вот и она, главная достопримечательность Вены – величественный собор святого Стефана, со смотровой площадки которого открывается незабываемый вид на город. По сути дела, весь исторический центр Вены представляет собой музей под открытым небом. И ходить по нему можно даже не днями – неделями.
В качестве сувенира я купил в Вене пивную кружку у бывшей болгарской подданной.
Виталий Мухин
Продолжение следует.
справка
Бла-бла-кар – крупнейший в мире международный онлайн-сервис поиска автомобильных попутчиков. Сервис был основан в 2006 году французом Фредериком Маззеллой. По данным на 2017 год, бла-бла-кар действует в 22 странах и насчитывает 50 млн пользователей. В основном сервис работает для междугородних поездок, а расходы на дорогу делятся пропорционально среди всех участников поездки.