2024-03-28

Платонов, Дуров, Хой: экспериментальная лаборатория молодой режиссуры на воронежском Фестивале негосударственных театров

Молодые режиссёры и драматурги показали авторскую интерпретацию жизни кардинально разных людей, создавших контекст воронежской жизни: литературной, цирковой и музыкальной.
Молодые режиссёры и драматурги показали авторскую интерпретацию жизни кардинально разных людей, создавших контекст воронежской жизни: литературной, цирковой и музыкальной. В рамках первого Фестиваля негосударственных театров зрители увидели три эскиза спектаклей о жизни и творчестве таких известных воронежцев, как Андрей Платонов, Анатолий Дуров и Юрий Хой (Клинских).

– Подобные лаборатории, когда за короткий срок рождается маленький спектакль, как правило, часовой, впервые появились около 20 лет назад. Идеологом проекта стал театральный критик Олег Лоевский, – рассказала куратор лаборатории молодой режиссуры на Фестивале негосударственных театров Анастасия Цымбал. – Это формат совместного поиска режиссёра, труппы и зрителя. Мы вместе обсуждаем и думаем, может ли то, что мы увидели, теоретически вырасти в большой спектакль и за счёт каких средств.

Анастасия Цымбал вместе с дирекцией фестиваля решили, что их эксперимент должен принципиально отличаться от предыдущих, поэтому за основу было решено взять не готовые пьесы – классическую или современную драматургию, а биографии и творчество людей, так или иначе прославивших Воронеж.

Таким образом, режиссёр московского Театра-студии Project Никита Бетехтин поставил эскиз об Андрее Платонове, режиссёр Санкт-Петербургского Малого театра кукол Варика Купорова-Экономски – об Анатолии Дурове, а режиссёр театра «Новая сцена_2» из Белгорода создала зарисовку о Юрии Хое.

Кому досталась самая сложная работа, судить сложно. Если про Дурова и Хоя, по словам режиссёров, информации в сети практически нет, и им пришлось посещать библиотеки, музеи, а также искать людей, которые могли о них рассказать, то про Андрея Платонова напротив – всего слишком много, и Никита Бетехтин в паре со своим драматургом Дмитрием Тарховым, по всей видимости, проделали самую объёмную документальную работу.

Впрочем, от глаз театральных критиков это не ускользнуло.

– Сложилось впечатление, что в эскизе представлены две совершенно разные пьесы о жизни Платонова, и они не совсем состыковались (режиссёр представил историю скитаний писателя из-за опубликования в журнале повести «Впрок» и линию, связанную с сыном Андрея Платонова. – Прим. авт.), – отметил Олег Лоевский. – Мне кажется, следовало бы развернуть только ту, что связана с опубликованием повести «Впрок». Что было такого в строчках, подчёркнутых редактором Фадеевым, за что Платонов подвергся критике?

Платонов.jpg

– А я бы, прежде всего, хотел сказать спасибо за интерес к Платонову. Чем больше попыток воплотить его произведения, его жизнь в спектаклях, тем лучше. Любой опыт, на мой взгляд, позитивен. Зрители каждый раз открывают для себя что-то новое об этом писателе, кто-то, возможно, вернётся домой и прочитает «Впрок», – сказал художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств, режиссёр Михаил Бычков. – Но если говорить о результате этой работы, то пока он очень скромный, потому что в данном случае проблема в драматургии. Вообще идея делать лабораторию не на готовом структурированном материале, а по биографиям, очень смелая и опасная. В данном случае мы имеем дело с человеком, который открыл для себя творчество Платонова и, очень впечатлённый, «насовал» в работу очень много всего. Проблема в том, что сейчас мы коснулись многих вещей, так и не вскрыв чего-то глубинного. Материал для этого есть, остаётся только проработать его.

Но плюсов в этом эскизе оказалось также немало: зрители отметили атмосферную игру света и звука и качественно переданный дух времени.

Зарисовка об Анатолии Дурове оказалась более простой для зрительского понимания. Здесь была попытка показать не только биографию и вклад в развитие циркового искусства, но и его внутренний мир. По задумке Варики Купоровой-Экономски, смелый и дерзкий дрессировщик иногда творчески переживал и страдал. Задействовано было всего четыре актёра, из декораций – стул и восемь чемоданов, которые удивительно просто трансформировались и в арену цирка, и поезд, и даже животных.

Дуров.jpg

– Дуров был экспериментатором и оптимистом, – заметила преподаватель детской школы искусств № 1 Надежда Красикова. – В этой работе не хватало самого Дурова. Были показаны его антрепризы, отнюдь не самые знаменитые. Я увидела здесь драматургическую слабость, которую актёры и режиссёр старались скрыть импровизацией. Образ растерянного человека – это не Дуров, как мне кажется. Он был человеком дерзким и смелым, даже когда его били по голове со всех сторон, запрещая выступать, он всё равно находил в себе силы вставать.

– По моему мнению, это эскиз упущенных возможностей – прежде всего, драматургических. Важно было понять, что Дуров сделал для русского цирка, – пояснил Лоевский. — Человек, который не боялся ничего и никого, он был совершенно бесстрашен. А страдающий клоун – это просто амплуа, причём другого человека. Не состоялся эскиз ни как театр кукол, ни как драматическая история. Можно было показать, как дрессировщик укрощает предметы. Это же тема! Ребята перестрадали. Мне кажется, Дуров ещё ждёт своего диалога с современным художником и драматургом.

Режиссёрскую работу Оксаны Погребняк ждали, пожалуй, с наибольшим трепетом и интересом. Юрий Хой – бессменный лидер группы «Сектор Газа», скромный в жизни и жёсткий и бескомпромиссный на сцене. Его песни стали отражением жизни целого поколения, которое прозвали «поколением Y».

Погребняк работала совместно с профессиональным драматургом Валерием Шергиным, который решил писать не биографию артиста, а о влиянии его музыки на людей. Шергин признался, что сам рос на музыке легендарного исполнителя, поэтому за основу были взяты его воспоминания, и главным на сцене являлся он сам.

Хой.jpg

По сюжету один парень ищет кого-то, кто сможет рассказать ему о творчестве Юрия Хоя – сам, без помощи Википедии. И когда персонаж постановки такого человека находит, то назначает ему встречу, которая проходит на вечеринке в стиле 90-х. «Знатока», а точнее Шергина, в эскизе исполнял художественный руководитель Фестиваля негосударственных театров Борис Алексеев.

Атмосфера и романтика времени переданы удивительно точно. Разговор на фоне ряженых в короткие юбки и высокие каблуки девушек, бара со всем многообразием напитков и громкой музыкой, возможно, немного теряется. И, по мнению критиков, здесь было бы уместно найти какой-то иной режиссёрский ход, например, уменьшив этот антураж ровно в два раза. К слову, зрители этому запротестовали. А в целом и любители театрального искусства, и профессионалы сошлись на одном – эта работа оказалась, пожалуй, самой удачной с драматургической стороны.

Зрителей подкупила также совместная дискотека с артистами у ретро-автомобилей на улице, которой и завершился показ эскиза.

Один из представленных проектов, заявили в дирекции фестиваля, будет доработан и выпущен на сцене Никитинского театра. Какой из них – пока не известно, жюри будет совещаться по окончании фестиваля.

Фото предоставлено дирекцией Фестиваля негосударственных театров
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ