Тут нас настигла очередная годовщина: 11 августа (по старому стилю) 1891 года в Воронеже открылась конно-железная дорога. В сущности, с этой даты можно вести отсчет городского общественного пассажирского транспорта.
В том 1891 году, между прочим, в России появился первый автомобиль: его привез из Парижа редактор одной из одесских газет. И тогда же на вооружение российской армии была принята винтовка, изобретенная нашим земляком Сергеем Мосиным.
Винтовка прослужила значительно дольше, чем конка. По сведениям историков, в Первую мировую воронежская конка пришла в упадок, хотя население города значительно увеличилось – за счет военных, раненых, пребывавших в госпиталях, и беженцев. А после Гражданской войны, в 1922 году, в Воронеже на маршрут выходил всего один вагон конно-железной дороги. Затем новая власть начала строить трамвайные пути, и конка исчезла навсегда.
Но в 90-х позапрошлого века это был вполне современный для провинциальной России вид пассажирских перевозок – удобный и экономичный.
Сейчас у нас который год пытаются подобрать такую же более или менее современную, удобную и экономичную форму общественного транспорта: трамвай, метро, легкорельсовые перевозки (гибрид метро и трамвая)... Любая из этих моделей требует не только невероятных капиталовложений. Необходимо также постараться достичь множества компромиссов – с горожанами, передвигающимися на личных автомобилях, с горожанами, по чьим земельным участкам могут пройти новые рельсы, с владельцами маршрутов, в конце концов.
В 1891 году все было проще, и таких задач не имелось в принципе.