От хорового кружка − к многопрофильной школе
Свою летопись школа ведет с 1967 года, когда она была открыта как хоровая студия при Воронежском хоровом обществе. Уже с первых дней была определена ее высокая миссия − развитие музыкального образования и культуры в городе. Всего пять лет понадобилось коллективу, чтобы доказать свою значимость: в 1972 году студия получила статус полноценной музыкальной школы, а в 1984 году учреждение было переименовано в первую в городе Школу искусств. Это стало официальным признанием огромного вклада в культурную жизнь всего региона.
За годы своей работы школа выпустила 1499 учащихся, состоялось 38 выпусков. Но за этими сухими цифрами − живые истории успеха. Каждый выпускник − это уникальная личность, сумевшая раскрыть свой творческий потенциал в стенах этого учреждения. Школа по праву гордится своими воспитанниками, многие из которых продолжили профессиональное обучение в ведущих высших учебных заведениях страны, связав свою жизнь с искусством.
В числе лучших
Особую гордость школы составляют ее преподаватели − настоящие энтузиасты, посвятившие себя воспитанию нового поколения музыкантов и ценителей искусства. Среди них − Ирина Енякина, педагог по таким важнейшим дисциплинам, как сольфеджио, музыкальная литература и слушание музыки. В этом году Ирина Сергеевна победила в конкурсе Министерства культуры Российской Федерации по присуждению премий лучшим преподавателям в сфере музыкального искусства, проведенном по Указу Президента РФ.
− Ирина Сергеевна, расскажите о вашем участии в конкурсе.
− Этот престижный конкурс стал важным этапом моей педагогической деятельности, дал возможность представить мои достижения в области музыкальной педагогики и методики, получившие высокую оценку профессионального сообщества. Это множество разработанных мною методических материалов, творческие проекты, научно-исследовательские статьи, печатные работы.
На конкурс я представила и многочисленные достижения моих учащихся − лауреатов и дипломантов профессиональных международных и всероссийских конкурсов и олимпиад, организованных высшими музыкальными учебными заведениями (консерваториями, институтами искусств).
− Расскажите о вашем творческом пути. Как вы стали педагогом?
− Я преподаю в Детской школе искусств №1 уже около 20 лет. Веду все предметы музыкально-теоретического цикла: сольфеджио, слушание музыки, музыкальную литературу. По этим предметам у меня обучаются более 90 учеников. Мой путь в профессию начался с обучения в музыкальной школе Центрального района, продолжился в музыкальном училище (сейчас Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей) и в Горьковской (ныне Нижегородской) государственной консерватории.
На этом пути у меня было немало выдающихся педагогов-профессионалов. Среди них − один из основателей школы теории музыки в нашем городе Б.М. Голод, композиторы и великолепные педагоги-теоретики – Б.Д. Выростков и М.А. Зайчиков (в музыкальном училище), профессора Нижегородской консерватории О.В. Соколов, В.М. Цендровский, В.Н. Сыров, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных В.Б. Валькова. Все эти педагоги с большой буквы способствовали моему профессиональному становлению.
− Как вам удается заинтересовать учеников? Они с удовольствием постигают основы теории музыки?
− Я сама училась с удовольствием на всех этапах моего образования. И на своих уроках я стараюсь создать творческую, позитивную атмосферу. Креативный подход стимулирует внимание, интерес учащихся и побуждает их к творческому отклику, к адекватной отдаче.
Чем ярче и острее я на своих уроках ставлю перед учениками вопрос, заявляю проблему, тем с большей энергией происходит поиск решений, по сути, исследовательская работа. Современные дети очень любознательны, с ними интересно заниматься. Считаю, что педагогу необходимо не только знание современных методик обучения и умение их эффективно применять, но совершенно необходим и широкий культурологический кругозор (знания в области изобразительного искусства, театра, хореографии). Важны и актерские способности в преподнесении изучаемого материала, в общении с учениками. Тогда урок будет не только познавательным, но и незабываемым.
Я являюсь автором большого количества фортепианных пьес для детей, вокальных произведений, аранжировок и учеников приучаю придумывать, сочинять, то есть овладевать элементарными композиторскими приемами.
− Расскажите, пожалуйста, про вашу научную деятельность.
− Я постоянно участвую в научных, научно-практических конференциях, педагогических чтениях, проводимых ведущими музыкальными высшими учебными заведениями. Тематика моих докладов широка − это и вопросы педагогической методологии, и актуальные проблемы музыковедения, и научные исследования.
Недавно я приняла участие в научно-практической конференции, проходившей в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» в Российской академии музыки имени Гнесиных. Тема конференции − «Научные и педагогические школы российских консерваторий». Одно из тематических направлений было обозначено так: «За стенами вуза: деятельность выпускников-педагогов разных поколений». Я выступила с докладом «Юрий Васильевич Воронцов − выдающийся деятель культуры и музыкального образования Воронежской области». Ю.В. Воронцов − выпускник 1952 года тогда еще Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В докладе раскрыта огромная роль деятельности Ю.В. Воронцова в музыкальном искусстве города Воронежа и Воронежской области. Эта тема особенно актуальна в год трехсотлетнего юбилея Воронежской губернии.
Опора культуры
Детская школа искусств №1 − это не просто учебное заведение. Это место, где из года в год рождаются и развиваются таланты. Это живой организм, в котором переплетаются прошлое и настоящее, а традиции служат прочным фундаментом для новых творческих свершений. И пока в ее стенах звучит музыка, а ученики постигают законы прекрасного, будущее воронежской культуры остается в надежных руках.