Похоже, в реализации программы расселения аварийного жилого фонда наступил период неопределенности. Президент Владимир Путин, выступая на последнем заседании Госсовета, поручил правительству с 2019 года запустить постоянный механизм расселения авариного жилья. Но как и за счет каких ресурсов завершится работа «временного механизма», остается непонятным.
Сегодняшняя схема- действительно временная; она таковой и замышлялась. Действующая с 2014-го и по 1 сентября 2017 год аварийно-переселенческая программа распространяется на жилье, признанное аварийным до 2012 года,— оно ликвидируется за бюджетный счет, а граждане получают новое жилье бесплатно.
Никто не отменял 1 сентября как финишную дату - уже выделены премиальные деньги тем регионам, которые справились с программой лучше всех.
По данным сайта «Реформа ЖКХ», в Воронеже из 140 «программных» домов 80 уже полностью расселены, по 18 домам расселение идет по графику, по 29 – с нарушением графика. Жильцы 14 домов судятся и скандалят.
В общем, ситуация далекая от финишной. И в самый разгар работ Минстрой предлагает нам подумать над предложениями о новом механизме реновации жилфонда. В самом Белом доме этот «механизм» обсуждают уж три года, но пока федералы смогли предложить пару общих тезисов - о необходимости привлечения частных инвестиций и комплексного освоения территорий.
А нужен ли вообще «новый механизм»? Похоже, нужен. Объем аварийного фонда, по признанию самих чиновников, растет быстрее, чем реализуется программа по его расселению. Количество «аварийки» за пределами программы оценивается в 9 млн кв. И это без учета т.н. «ветхого жилья» - оно в Воронеже имеет состояние аварийного, но официально таковым не признано. Чаще всего по банальной причине: руки не дошли ни у жильцов, ни у чиновников.
В Воронеже ветхого жилья, вошедшего в программу освоения застроенных территорий вчетверо больше всей «аварийной» программы города. Только в борьбе с ветхостью возможно в нашем городе реализовать принцип «комплексного освоения территорий», о котором говорит Минстрой: «ветхие» и «аварийные» дома образуют у нас единые кварталы.
Но надежды городских и областных властей привлечь сюда частных инвесторов не оправдались: в условиях достаточного количества свободных земель никто не хочет связываться с дорогостоящим и хлопотным делом расселения аборигенов.
Можно не сомневаться, что в этих условиях частный бизнес останется равнодушным и к проектам реновации аварийных домов.
Среди вариантов пресловутого «механизма» обсуждается предоставление квартир в аренду, соцнаем с возможностью выкупа. Но для этого надо как минимум лишить ветхой собственности граждан – а это не совсем конституционно.
И уж совершенно невозможно представить, что жители выморочных слободок возьмутся участвовать в программе расселения собственными копейками.
Ситуация патовая.