В октябре в России заработали новые правила регистрации автомобилей. Формально они совсем новые, раньше все было описано в приказе МВД № 1001, а теперь в приказе № 399, но на самом деле никакой революции нет – документ переписали, внеся несколько изменений. Изменения эти не глобальные, но интерес представляют.
Электронный ПТС
Мы уже писали, что с 1 июля этого года в России начали выдавать электронные ПТС на автомобили. Сказать точнее, появилась возможность это делать, потому что в реальности все покупатели новых авто продолжают получать бумажные документы. Почему? Да потому что с электронным ПТС автомобиль было сложно поставить на учет, нигде такая процедура не была прописана. В ГИБДД спохватились и к октябрю разработали соответствующий регламент.
Теперь ставить на учет машины с эПТС можно и, наверное, автозаводы будут активнее пользоваться таким способом. Ведь уже 1 ноября 2019 года выдача бумажных документов должна быть прекращена, останутся только электронные, а времени на обкатку и отработку системы осталось не так уж и много.
Кстати, если на автомобиль выдали бумажный ПТС, то при замене или утере можно требовать такой же, но тоже только до 1 ноября 2019 года.
Прекращение регистрации
В новых правилах среди возможных причин прекращения регистрации автомобиля появилось два новых пункта, которых ранее не было.
Отказ от автомобиля в пользу страховой компании. Речь идет о ситуации, когда в результате ДТП автомобиль получил серьезные повреждения, и его восстановление экономически нецелесообразно. В этом случае страховая полностью компенсирует стоимость автомобиля, а сам автомобиль забирает себе.
Немногие автовладельцы знают о том, что закон «О защите прав потребителей» позволяет вернуть автомобиль продавцу, так же как и многие другие товары. Теперь для таких ситуаций предусмотрели даже особые регистрационные условия.
Интересное новшество появилось и в вопросе снятия с учета для утилизации. Предшествующий вариант правил прямо говорил о том, что восстановить регистрацию утилизированного транспортного средства невозможно. Теперь этот пункт из документа удален. Сейчас, если автомобиль фактически утилизирован (уничтожен), то восстановить регистрацию в любом случае не удастся, ведь сама машина уже не существует. Но если машина не была уничтожена (например, владелец передумал), то ее можно заново поставить на учет, что раньше было запрещено.
Правила замены двигателя
Все помнят, что уже много лет двигатель перестал быть номерной запчастью и не подлежит обязательной проверке при совершении регистрационных действий. При этом от обязанности перерегистрировать новые моторы водителей никто не освобождал. Получается такая ситуация, что замену мотора как бы регистрировать нужно, но так как его номер все равно не проверяется, многие водители просто ставили другой двигатель, не утруждая себя оформлением.
Такая практика стала давать сбои после того, как в некоторых регионах в ГИБДД по собственной инициативе стали проверять номера двигателей при регистрации. Да, делать это в ГАИ не обязаны, но – право имеют, чем и пользовались. При обнаружении несанкционированной замены мотора у владельца автомобиля появлялись проблемы, потому что обычно никаких документов на новый двигатель не было – такие моторы покупают не в магазине, а на разборках или у частников, где документацию особо никто не ведет.
По новым правилам при замене двигателя на двигатель другой модели порядок сохраняется, то есть при перерегистрации нужно предоставить документы о законности покупки двигателя. А вот при замене двигателя на аналогичный (такой же модели) документы предоставлять не нужно. Обязанность перерегистрировать все равно сохраняется, но если использовать двигатель той же модели, что и стоял, все действия сведутся к заявлению: мол, сменил мотор, внесите в базу данных новый номер.
С несколькими собственниками
Новые правила обратили внимание на частный, но не такой уж и редкий случай, который возникает в автомобильной практике, – когда собственниками автомобиля являются несколько человек. Никто не запрещает купить автомобиль в доле с кем-нибудь, но чаще всего такая ситуация возникает при получении наследства, когда имущество дробится между несколькими наследниками. Раньше такие машины на учет не ставились, сначала все собственники должны были между собой договориться, выкупить доли друг у друга, подарить и так далее. В общем, чтобы собственник был один. Особенно запутанная ситуация получалась, если одним из наследников являлся малолетний ребенок, потому что его долю можно продать/подарить только с разрешения органов опеки и попечительства, а если регистрировать машину на ребенка, то ее последующая продажа превратилась бы в большую проблему.
Теперь все будет проще. Ставить на учет автомобиль, принадлежащий нескольким владельцам, разрешили. Регистрация все равно будет осуществляться на кого-то одного. Кого – должны выбрать владельцы долей на машину и подписать специальное согласие в его пользу. Причем этот выбранный, на кого будет машина зарегистрирована, получит право пользоваться автомобилем, но продать без участия других совладельцев не сможет.
Это самые интересные новшества (несколько других носят совсем уж технический характер и широкому кругу автовладельцев не интересны). Впрочем, нынешние изменения можно считать разминкой перед более серьезной реформой, которая должна стартовать в августе 2019 года. Тогда система регистрации обещает серьезно измениться, а пока пользуемся нынешними правилами.
Александр НЕЧАЕВ
Кстати, нужен ли знак «Ш» этой зимой?
В связи с приближением зимнего сезона встал вопрос о необходимости клеить знак «Шипы» на заднее стекло в этом году. В прошлом году за его отсутствие штрафовали, но потом руководство ГИБДД выступило с заявлением – мол, это атавизм и нужно от знака отказываться. Отказались? Пока нет!
Еще весной 2018 года был подготовлен проект постановления Правительства РФ, который отменял требование клеить знак «Ш». Общественные слушания этой инициативы завершились еще в конце мая, однако далее дело не пошло.
Так что пока продолжает действовать норма, согласно которой нарушением является езда на автомобиле с шипованной зимней резиной, но без соответствующей наклейки. За это водители, которых останавливают сотрудники ГИБДД, получают либо предупреждение, либо наказание в виде штрафа в размере 500 руб. Может быть, скоро знак отменят, но пока он все равно обязателен!