2025-12-05

Партитура учительского счастья, или 45 лет в служении музыке и детям в Воронеже

Партитура учительского счастья, или 45 лет в служении музыке и детям в Воронеже
В детской школе искусств №3 в микрорайоне Краснолесный работает удивительный педагог, чей профессиональный стаж составляет без малого полвека. Галина Юдина − преподаватель вокально-хоровых дисциплин, человек, чья жизнь стала партитурой, где каждая нота − это судьба ученика.

За 45 лет работы она воспитала десятки талантливых музыкантов, лауреатов международных конкурсов и сегодня продолжает открывать новые имена. В этом интервью Галина Николаевна делится не только профессиональным опытом, но и живыми историями о том, как рождается успех, как важно терпение и что значит слышать душу каждого ребенка.

Музыкальная математика

− Если честно, мой путь в искусство начался с того, что я не хотела заниматься физикой. Это совершенно не мое, – признается Галина Николаевна. − Поэтому, окончив музыкальную школу, я поступила в музыкальное училище. Попала на дирижерско-хоровое отделение, которое дает возможность работать с самыми разными предметами − от вокала до сольфеджио. Поэтому после училища я сразу начала преподавать. Моя специализация − хоровое пение, а также вокал и сольфеджио. Это такая прекрасная «музыкальная математика».

− В сольфеджио очень много творческих заданий. Мы начинаем с младших классов: дети сочиняют ответные фразы, ритмические рисунки. Потом они учатся подбирать аккомпанемент, − объясняет Галина Юдина. Для нее этот предмет стал идеальным сочетанием строгой логики и свободы творчества, тем, чего ей так не хватало в сухих формулах физики.

После училища был Воронежский институт искусств, который она окончила заочно, потому что к тому времени уже сложилась ее педагогическая практика.

– Окончив училище, я пошла работать, сразу же, − отмечает она. Карьера началась не в стенах родной ДШИ №3: сначала был год преподавания в другом месте, а затем − переезд, связанный с замужеством.

Именно семья стала важной опорой в ее профессиональной жизни. Муж Виктор оказался не просто спутником жизни, а коллегой − виртуозным балалаечником, одним из лучших в городе. Вместе они создали творческий тандем, который существует десятилетия.

– Мы вместе работаем. Это очень здорово. Помогаем друг другу, − говорит Галина Юдина. Этот союз оказался плодотворным не только для них самих, но и для учеников, которые часто выступают с оркестром народных инструментов под руководством Виктора Юдина.

«Мое педагогическое счастье»

– Брось ты его, ну какие нервы надо! − это слова коллеги, которая видела, как Галина Николаевна занимается с активным мальчиком Женей, то и дело нырявшим под рояль во время уроков. Но для Юдиной принцип «не бросать» − крае­угольный камень педагогики.

– Я говорю: не брошу. Ни за что, − вспоминает она.

И такое упорство всегда окупалось. Тот самый Женя, повзрослев, пришел на занятие с букетом цветов и словами извинений. А позже стал студентом престижного музыкального колледжа. Этот случай − не исключение, а часть системы. Ее метод основан на вере в потенциал каждого ребенка.

Как распознать талант?

Для Галины Николаевны важны не только чистота интонации или музыкальная память. Наставник обращает внимание на едва уловимое − внутренний огонек.

– Она была сразу с харизмой, − говорит педагог о своей знаменитой ученице Дарье Поддячей, которая сейчас поет в группе «Стерео Коромысло». Но даже если с вокальными данными не повезло, а желание учиться заметно − шанс всегда есть.

– Пробуем, пробуем, − кратко формулирует она свой подход.

Галина Николаевна ломает стереотип о сольфеджио как о сухой и скучной науке. На ее уроках дети с младших классов сочиняют собственные музыкальные фразы, а старшеклассники учатся подбирать аккомпанемент к мелодиям. Даже сложные упражнения по двухголосию и трехголосию становятся увлекательной игрой.

Главный инструмент − терпение

На вопрос о ключевом качестве педагога Галина Юдина отвечает не задумываясь: «Терпение». В ее практике встречались и сложные подростки, и дети без ярких способностей, но с горящими глазами. Работа с каждым − это кропотливый труд, где важен контакт не только с учеником, но и с родителями.

– Все мои звезды − это такая тесная работа с родителями, − подчеркивает Галина Николаевна. Родители ее учеников − активные участники процесса: помогают искать минусовки, поддерживают детей дома и вместе переживают за выступления.

Простая формула доверия

Для Галины Юдиной ученики − не просто временные подопечные на период обучения. С ними складываются особые отношения, которые не прерываются с вручением диплома об окончании школы искусств.

– Очень теплый контакт, − так характеризует она связь со своими выпускниками. Секрет таких отношений педагог видит не в особых методиках, а в искренней душевной отдаче. Результат такого подхода − общение, выходящее далеко за рамки учебного процесса. Повзрослевшие ученики не только делятся с ней творческими успехами, но и советуются в личных вопросах. Ее кабинет и дом становятся местом, куда можно вернуться за поддержкой и советом даже спустя годы. Яркое доказательство прочности этих связей − традиционные встречи.

− У меня скоро день рождения, наверное, все обязательно приедут. Каждый год приезжают, − говорит Галина Николаевна. Это для многих стало доброй традицией. Для меня главная награда − не грамоты и премии, а эта непрерывная нить человеческой благодарности и тепла.

Призвание − учить

Особой гордостью Галины Николаевны являются ее ученики, чьи имена стали известны далеко за пределами Воронежа. Ее воспитанники − постоянные лауреаты международных и всероссийских конкурсов в Санкт-Петербурге, Москве, Казани. Эти успехи − лучшее доказательство того, что педагогический талант Юдиной заключается не только в обучении нотной грамоте, но и в умении разглядеть и взрастить уникальность каждого ребенка. А самая высокая награда для учителя − когда твое дело продолжается в успехах тех, в кого ты вложил душу.

В школьном коридоре уже слышны шаги новых учеников, которым только предстоит открыть в себе талант под руководством мудрого наставника. А ее выпускники продолжают нести полученные знания и любовь к искусству в мир − кто-то на профессиональной сцене, кто-то в педагогике, а кто-то просто как чуткий и творческий человек.