2024-12-25

Парадоксы «конференции»: Михаил Бычков снова взялся за современную драматургию

В воронежском Камерном театре состоялись первые показы нового спектакля по мотивам пьесы «Иранская конференция» культового современного драматурга Ивана Вырыпаева.

В воронежском Камерном театре состоялись первые показы нового спектакля по мотивам пьесы «Иранская конференция» культового современного драматурга Ивана Вырыпаева.

Неожиданный выбор

В основе сюжета пьесы – конференция по иранской проблеме, участие в которой принимают лучшие умы Дании: ученые, журналисты, общественные деятели. По идее они должны говорить о нарушении прав и свобод человека, казнях, пытках и военных конфликтах на Ближнем Востоке, но с первого же выступления дискуссия принимает неожиданный оборот: в центре обсуждения оказываются ценности общечеловеческого масштаба.

Пьесу Иван Вырыпаев написал в 2017 году, а ее первая читка прошла на фестивале молодой драматургии Любимовка в 2018-м. К работам драматурга российские театры обращаются с завидной регулярностью, а эту – можно считать одной из лучших его пьес. По ней ставил Виктор Рыжаков в Театре Наций, Елена Невежина в театре «Глобус». Спектакль в постановке самого Вырыпаева идет в Драматическом театре Варшавы! Работа Рыжакова даже получила «Золотую маску» в прошлом году.

Режиссер воронежского Камерного Михаил Бычков считает текст крайне важным и актуальным, убежден, что он должен звучать в театре, иначе бы, конечно, не брался за эту пьесу. На родной сцене режиссер давно не ставил современную драматургию, и, обратившись к Вырыпаеву, труппу удивил. В спектакле занято почти все «созвездие» Камерного театра, а также молодые артисты: Борис Голощапов, Андрей Мирошников, Юрий Овчинников, Камиль Тукаев, Андрей Новиков, а еще Василий Шумский, Яна Кузина, Олег Луконин, Людмила Гуськова.

От риторики до философии

Что может быть скучнее дискуссии на политическую тему? Были зрители, которые пришли на показ с такими мыслями, однако и их удалось заинтересовать. Иранская конференция – это лишь место действия, где поднимаются вопросы психологии, теологии, философии и даже ораторского мастерства. Артисты на сцене просто сидят и выходят к микрофону, у которого озвучивают свои мысли, вспоминают истории из жизни знакомых, как бы вплетая их в тему основной дискуссии. В спектакле нет смены декораций, костюмов, и идет он без антракта: режиссер делает это для того, чтобы погрузить нас в мир размышлений девяти персонажей (именно столько действующих лиц). Они глубоко и доказательно спорят о боге, духовности, ценностях, счастье, истине, смыслах – и кажется, что все они правы – настолько их вера в то, что они говорят, сильна (актеры отыгрывают это на 100%); но так, пожалуй, далеки от главной проблемы, которую взялись обсуждать...

Композиционно точка в этом спектакле режиссером, конечно, поставлена, но все действо погружает зрителя в глубокие размышления, сомнения, переживания, формируя, возможно, некую недосказанность. Присутствует в этом некий парадокс.

Спектакль «Иранская конференция» в Камерном театре можно посмотреть 23 декабря, а потом только в новом году – 7, 14 и 30 января.

Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото Камерного театра