Не просто соревнования, а обмен лучшими практиками и повышение профессионализма – в Воронежской области с 18 апреля принимают заявки на участие в региональном этапе конкурса «Воспитатель года России – 2022».
Кто и как в этот раз будет представлять имидж дошкольного педагогического сообщества региона, какие новшества несет в себе конкурс? Об этом говорили на пресс-конференции в Доме журналистов.
«Важные люди»
– Мы запускаем конкурс среди воспитателей Воронежской области. В моем понимании, это самые важные люди, которые берут из рук пап и мам сыночков и дочек, становясь для них теми, кто наделяет нужными качествами. Это профессионалы, которые из маленького человека делают человека пытливого и развивающегося, такого, кто должен чувствовать себя индивидуальностью, – сказала руководитель регионального департамента образования, науки и молодежной политики Наталья Салогубова.
Традиционно конкурс будет проходить этапами – один сложнее другого. На уровне областного центра будут состязаться уже победители муниципальных отборов, а лучший поедет представлять Воронеж на всю страну.
– Лучшие практики, которые замечаем в ходе отборочных этапов, стараемся переносить на всю дошкольную систему образования, потому что в этом и заключается развитие, – добавила Салогубова.
Заявочная кампания на региональный конкурс «Воспитатель года» стартовала в понедельник, 18 апреля. Участвовать могут все желающие воспитатели – вне зависимости от возраста и стажа. Впервые победитель регионального этапа получит статуэтку.
Тройная фильтрация
Участники пресс-конференции приоткрыли внутреннюю кухню профессионального конкурса: члены жюри проходят «тройную фильтрацию», а вопросы от них могут быть такими, что находчивость играет немаловажную роль.
По словам профессора кафедры педагогики начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» Алексея Майера, в судейской коллегии ежегодно ротация состава насчитывает 30-50%. Войти в состав жюри могут те специалисты, которые имеют опыт успешной работы в дошкольном образовании, являются экспертами высшего класса и признаны экспертным сообществом.
– Важен, конечно, и человеческий фактор. Эксперт конкурсной комиссии должен уметь его учитывать. Выступающий с большим конкурсным опытом и выступающий с начальным конкурсным опытом проявят себя по-разному, но это фоновый фактор, который для эксперта не может быть решающим. Конкурс открыт для всех, и чаще всего победа над собой важнее победы в самом конкурсе, – уверен Алексей Майер.
– Как же отыскать педагогическую находку для профессионального конкурса? – этот вопрос прозвучал из зала от коллег-педагогов в сфере дошкольного образования.
– Когда находки ищут, то находят не то, что надо, – ответил Алексей Майер. – Находкой следует считать то, что ты приобрел благодаря своей активности в профессии. Это то, что ты нащупал, сумел осмыслить, а затем «опредметить». Находка – это всегда личная вовлеченность и педагогическая целесообразность. А иногда выдвигаются такие «инновационные» методики, что становится страшно за детей, которые по ним будут развиваться. Заповедь «Не навреди» – определяющая в работе педагога, особенно в сфере дошкольного образования.
Широкий кругозор
Подготовиться абсолютно ко всему, что будет на конкурсе, точно нельзя, хотя с каждым из конкурсантов работает наставник или даже целая команда наставников. Победитель регионального этапа конкурса «Воспитатель года» прошлого года Мария Гаврикова, вошедшая в число 15 лучших педагогов-воспитателей в России, рассказала о своем опыте.
– На федеральном этапе нам задавала вопросы известная телеведущая Мария Ситтель. Можно ли было предугадать, что она спросит? А спросила она вот что: «Мои дети не посещают детский сад. Что мы теряем?» Конечно, многие стали отвечать: «Как же много вы теряете!» Я сказала, что если вы выстроили работу дома так, что ребенок не нуждается в посещении сада, то это хорошо, но, если вам потребуется помощь логопеда, мы будем готовы вам помочь, – сказала Гаврикова.
Спрогнозировать вопросы нельзя, но широкий кругозор и культура общения – точно лучшие помощники, уверены участники пресс-конференции.
Мария Олеговна не сразу определилась с будущей профессией – точно не шла к логопедии (а по специальности она именно логопед). А в десятом классе поняла, что ей интересна тема детства и люди с особенностями в развитии. Гаврикова раздумывала стать тьютором, но в вузе на практике осознала свое истинное предназначение.
– Мне интересно разбираться с детскими речевыми проблемами. Мне нравится подбирать ключики для коммуникации с каждым ребенком. Так я попала в систему дошкольного образования, – говорит она.
Наталья Салогубова призвала педагогов-воспитателей к участию в конкурсе, пообещав денежные премии. По ее словам, ежегодно уровень экспертного сообщества – во всех конкурсах профессионального мастерства – растет, а потому практики, представляемые на конкурс, из года в год становятся сильнее и сильнее.
Марина ВИКТОРОВА
Фото Дома журналистов
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
17 апреля стало известно, что участники ЕГЭ-2022 смогут узнать результаты экзамена, воспользовавшись порталом госуслуг. Результаты разместят в разделе «Документы» подраздела «Образование». Их можно будет увидеть после регистрации на портале. Данные по досрочному периоду уже начинают туда подгружать.
В тему
В Воронежской области две организации победили в региональном этапе IХ Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Победители представят регион в федеральном этапе конкурса. Это МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92» из Воронежа (номинация «Лучшая инклюзивная школа») и МКДОУ БГО «Детский сад № 12 общеразвивающего вида» из Борисоглебска (номинация «Лучший инклюзивный детский сад»). Итоги озвучили 15 апреля. В конкурсе участвовали девять образовательных организаций.