2024-12-25

От судьбы не ушел: актер драмтеатра Анатолий Гладнев – о любимых ролях, здоровых эмоциях и преданности профессии

Актер Анатолий Гладнев свой 55-й год работы в Воронежском государственном академическом театре им.Кольцова начал с получения престижной премии.

Актер Анатолий Гладнев свой 55-й год работы в Воронежском государственном академическом театре им. Кольцова начал с получения престижной премии. Дирекция «Золотой маски» объявила недавно имена лауреатов в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», среди них оказался и воронежский артист. Ранее этой премии была удостоена только одна прима драмтеатра – Римма Мануковская.

По велению сердца

– Анатолий Иванович, эта премия – наивысшая награда для артиста. Но в юности вы и не мечтали о профессии актера, что уж говорить о надеждах на получение «Золотой маски»…

– Да, это действительно так. Мой отец работал шофером, мать была домохозяйкой, в семье – трое детей. Это 1957 год, и речи не могло быть об учебе в театральном вузе. Впрочем, получение какой-то интеллигентной профессии мне тоже не светило. Я поступил на зоотехнический факультет. Хотя я в свое удовольствие играл в народном театре на левом берегу в ДК им. Кирова и в Доме офицеров. Меня там отмечали, награждали хорошими ролями. После постановки спектакля «Поэма о солдате» труппу и вовсе пригласили в Москву, меня наградили как исполнителя главной роли, нас показали по телевизору. Предрасположенность к актерской профессии, наверное, была уже тогда, но я предпочел получить другую специальность. После окончания института меня направили на работу в колхоз Новоусманского района, вместе с учебой закончился и театр…

– Как же вы оказались в драмтеатре?

– Это очень забавная история. В Воронеж я приехал в отпуск спустя почти два года. Прогуливаясь по городу, случайно встретил народного артиста РСФСР Алексея Чернова, он трудился режиссером в ДК им. Кирова, и мы были знакомы. Он мне говорит: «У нас открывается Ленинградский филиал театрального института, беги туда скорее, там прослушивание!» Мол, не нужен тебе никакой колхоз. Не знаю как, но ноги меня сами понесли. Пришел, выступил, что-то прочитал, с дурацким этюдом справился. Мне попалась следующая ситуация: я готовлюсь к приходу гостей, но узнаю, что никто не придет. Какой должна быть реакция? Я задумался, поймал себя на мысли, что не знаю, что делать – плакать, прыгать или сесть пожрать. Сквозь глубокие мысли я услышал слова комиссии: «Хорошо думает! Достаточно». И меня решили взять. Спросили документы, я ответил, что у меня их нет. Комиссия – удивленно: «Ну, а диплом о среднем образовании у вас есть?» Я пожал плечами и еще больше их шокировал: «Я окончил СХИ, мне скоро 25 лет» (в 25 лет уже нельзя было поступить в театральный вуз. – Прим. авт.). В итоге комиссия решила взять меня и отправила в колхоз договариваться с председателем, чтобы отпустил. А тогда по закону я должен был отработать на том месте не менее двух лет. С боем получилось найти общий язык.

При поступлении на первый курс в вузе зачисляли также во вспомогательный состав театра. Стипендию не платили, зато была зарплата. Собственно, так я и оказался в воронежском драмтеатре.

– Никогда не жалели, что предпочли театр?

– Нет. Сегодня я уверен, что с театром меня свела судьба. Хотя я часто думал, что у меня ничего не получится из-за излишней скромности и зажатости в характере. Но я осознал: сцена – это мое, поэтому надо действовать, преодолевать трудности.

«Театр нужен всегда»

– Анатолий Иванович, вы знаете театр Дроздова, Иванова, Петрова (нынешний худрук театра. – Прим. авт.). Какой вам больше по душе и почему?

– По душе прежде всего тот театр, где у тебя роли. И не просто роли, а такие, которые прозвучали и стали поистине твоими. Роли, которые зритель принял. Для меня театр сегодняшний не идет ни в какое сравнение с театром сорокалетней давности. Тогда у меня было по три-четыре премьерные роли в сезон, сейчас – одна. Это связано и с возрастом моим, и с положением театров.

– Хотите сказать, что театры испытывают нелегкие времена?

– В любом деле взлеты и падения – это нормально. В 1960-х годах в театрах за сезон выпускали по шесть-семь премьер, позже – меньше. А, к примеру, в 2011 году мы показали только один новый спектакль. Это связано было с потерей финансирования и дефицитом хороших режиссеров. Сейчас ситуация более-менее выровнялась. Драмтеатр делает четыре премьеры в сезон. Это связано в том числе с приходом в театр Никиты Рака, в лице которого Владимир Петров обрел настоящего помощника.

Любая роль – работа

– У вас есть любимая роль?

– То, что какая-то роль становится любимой, осознаешь непроизвольно. Это когда ты легко действуешь в предлагаемых обстоятельствах, эмоции рождаются интуитивно, сознание работает четко и ясно, ассоциации возникают моментально и сразу же откликаются во внешних проявлениях.

Но вот что главное. Когда я плачу на сцене, вспоминая те эмоции, которые испытывал в действительности, или кричу от боли, или не понимаю предательства близкого человека, то это совершенно иные чувства – в отличие от реальных, пережитых мною в действительности. Они для организма не больные, они «здоровые», художественно окрашенные. И если после игры наступает облегчение, понимаешь, что зал тебя принял, ты впадаешь в лучшее состояние, именуемое мной «актерской радостью». Зритель аплодирует, а ты думаешь: «Молодец, попал!» Я стараюсь каждую роль сделать любимой.

– Что думаете по поводу современной актерской школы?

– Все ребята, работающие в нашем театре, очень способные. Они отличаются от нас тем, что очень смелые и хваткие, берутся за все, не опасаясь. Мне это нравится. Также они хорошо подготовлены физически, у них хорошая эмоциональность. У некоторых, правда, проблемы с речью, но умение говорить придет с опытом. Актерская школа у нас  что надо! Тут я не беспокоюсь за будущее театра. Но опять же упомяну о проблемах режиссуры: это болезнь, которая началась давно. Новые кадры есть, но их катастрофически мало.

Беседовала Ирина ЛАЗАРЕВА
Фото предоставлены драмтеатром

Анатолий Гладнев (родился 16 октября 1939 года в Воронеже) – заслуженный артист РСФСР (26.10.1981), народный артист России (30.05.1997). Лауреат областного конкурса «Событие сезона 2004/2005» в номинации «За честь и достоинство», лауреат Всероссийского фестиваля им. Н. Х. Рыбакова в номинации «Актер России» (2009). Награжден почетным знаком «Благодарность от земли Воронежской» правительства Воронежской области. Лауреат областного конкурса «Итоги сезона 2014/2015» в номинации «Актер сезона» за роль Франтишека Абеля в спектакле «Соло для часов с боем». Обладатель специальной премии «Золотая маска» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2017).