Федерация автовладельцев России (ФАР) швырнула настоящую бомбу в топливный рынок страны. Она провела исследование, результаты которого показали, какой процент АЗС обманывают потребителей, недоливая топливо. В недоливе «народные контролеры» уличили порядка 76% заправок в стране.
Мониторинг проводили по всем категориям розничных торговцев: проверено пять интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), 25 федеральных и региональных сетей и восемь мелкосетевых и частных АЗС.
Собственно, и раньше ФАР проводило подобные исследования, но не в таких масштабах и не с такими удручающими цифрами в выводах. Сразу стало ясно, что ключевую роль в недавней стабилизации цен на топливо сыграли не грозные предупреждения сверху, а элементарное жульство снизу.
Отмечается, что среди ВИНКов (к ним из числа исследованных в Воронежской области относятся «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Башнефть», «Газпромнефть») недоливом грешил каждый пятый. По чуть-чуть, на уровне 1,63% — но с учетом масштабов уже неплохо. Среди федеральных и крупных региональных сетей (в Воронеже как представители категории попадают под подозрение «Шелл», ВТК, «Калина-ойл», Липецкая топливная компания и т. п.) таких недоливальщиков уже четыре пятых со средним показателем — 4,97%. Наконец, 100% исследованных мелкосетевых и частных АЗС ( в регионе таких – под две сотни) предоставляли покупателю на 5,66% бензина меньше, чем он оплатил, максимальный недолив в них составил более 8%, а фактическая цена на 95-й – 55 рублей.
Методика у ФАР не сертифицирована, поэтому поименно лидеров среди нарушителей исследователи не называют, и воронежцы пытаются угадать их в силу своего печального опыта. В Сети представлен весь спектр мнений, говорящий, что уровень честности у крупных и мелких компаний понемногу выравнивается.
Но главное, что приведенные данные в точности соответствуют выводам профессиональных экспертов: в условиях внерыночного сдерживания цен преимущество получают самые крупные компании, в первую очередь ВИНКи, включающие в свою структуру и заводы, и розничные сети – для них возможности экономического маневра намного выше, чем у ИП Иванов И.И.
Так что ребята-ипэшники не наглеют. Они недоливают ровно столько, чтобы компенсировать свои убытки.