Еще один в усеченном формате – впервые детский театральный фестиваль «Маршак» пройдет онлайн и не полностью совпадет со школьными каникулами. Даты проведения фестиваля – 23-31 октября. К просмотру запланированы спектакли только российских театров.
От сказок до инклюзии
За девять фестивальных дней к просмотру будут предложены 14 спектаклей из восьми театров Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Ростова-на-Дону и Новосибирска. Несмотря на изменения в основной программе – из-за отсутствия качественных записей пришлось отказаться от показа многих спектаклей – дирекция фестиваля «Маршак» постаралась сохранить его многожанровость. Зрители увидят классические спектакли по детским сказкам, театр кукол, музыкальные представления, инклюзивные постановки.
Сказочную сюиту для всей семьи покажет Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой. Спектакль «Солнце на веревочке», соединяющий в общую мелодию древние легенды, этнические песни, цитаты из мировой классики от Шекспира и Пушкина до Басе, расскажет юным зрителям о красоте момента.
Пеппи Длинныйчулок XXI века стала героиней спектакля «Тоня Глиммердал» Первого театра Новосибирска. Это история о настоящей дружбе и о том, что иногда дети оказываются намного мудрее взрослых, помогая им примириться со своим прошлым и радоваться настоящему. Спектакль – лауреат Российской национальной театральной премии «Арлекин» 2020 года в четырех номинациях.
Московский детский театр теней покажет постановку «Ваня Датский» – трогательную притчу о блудном сыне, сбежавшем из дома навстречу приключениям. Ростовский академический молодежный театр – классическую «Золушку», а воронежский ТЮЗ – в противовес свою, осовремененную. «Театриум на Серпуховке» готовит музыкальный спектакль «Волшебная мельница Сампо», в основу которого лег карело-финский эпос «Калевала». «Эльфийские сказки» запланированы от театра «Студия Т» из Москвы. Это театр, который уместился в разных коробках из-под конфет, парфюма и даже спичек.
Единственный в мире «цирк хулиганов» из Санкт-Петербурга, «Упсала-Цирк», представит инклюзивный спектакль «Сны Пиросмани», созданный по мотивам картин грузинского художника Пиросмани. Зрителям предложат послушать, из чего складывался мир художника и каково его звучание.
Под угрозой отмены
– Мы были под угрозой полной отмены фестиваля, поэтому онлайн – это хороший способ выйти из ситуации и все-таки встретиться со своим зрителем. Это возможность показать воронежские спектакли за пределами региона и познакомить воронежского зрителя с тем материалом, что нам было бы сложно привезти офлайн, – сказала в интервью куратор детского театрального фестиваля «Маршак» Варвара Коровина. – Первая и самая главная сложность в том, что мы должны будем работать не с живым контентом, а записанным. Из ранее сформированной программы в онлайн перейдет лишь часть спектаклей. Ссылки будут появляться в день показа спектаклей.
– Традиционную образовательную часть также нужно будет смотреть у экрана. Не боитесь, что останетесь без зрителей, ведь дети за полгода устали от дистанта в школе?
– Мы решили изменить вектор образовательной программы, направив ее не на детей, а на профессиональное сообщество. Мы не будем проводить развлекательных мастер-классов, которые обычно бывали после спектаклей, это не имеет сейчас смысла. Мы заявили лекции по созданию инклюзивного театра и еще о том, как говорить на сложные темы в театре. Эти встречи будут для профессионалов, причем посетить их смогут желающие из разных уголков России. Я воспринимаю это как возможность рассказать большему количеству людей о том, что собой представляет «Маршак», на какие темы мы здесь говорим. И мне кажется, в таких онлайн-встречах с точки зрения деловой программы огромный потенциал.
– Если в 2018 году фестиваль транслировал в основном спектакли из Москвы, то теперь заявлены восемь театров из пяти городов. Значит ли это, что уровень детских театров растет?
– Конкретно этот фестиваль никак не иллюстрирует рынок детских театров в стране, я бы не стала делать на его примере никаких выводов. Но то, что обычно региональные театры не широко представлены на фестивалях, вполне объяснимо – их участие стоит гораздо дороже. Онлайн как раз и позволяет нам включать то, что мы давно мечтали показать детям.
Ирина ЛАЗАРЕВА
Фото дирекции фестиваля «Маршак»