2024-12-25

Он – Рафаэль: в Воронеже представили ретроспективу работ великого художника

Самая масштабная ретроспектива работ выдающегося художника эпохи Ренессанса Рафаэля Санти – в Воронеже. Уникальный выставочный проект «Рафаэль. Эпоха Ренессанса» создан впервые в России, и до 10 апреля с ним можно познакомиться в Воронежском музее им. И.Н. Крамского.

Самая масштабная ретроспектива работ выдающегося художника эпохи Ренессанса Рафаэля Санти – в Воронеже. Уникальный выставочный проект «Рафаэль. Эпоха Ренессанса» создан впервые в России, и до 10 апреля с ним можно познакомиться в Воронежском музее им. И.Н. Крамского.

На выставке представлено более 90 гравюр и литографий XVI–XIX веков с рисунков, фресок и мозаик мастера из частных собраний Великобритании и Германии.

Полотна и фрески художника, полностью отражающие суть эпохи Ренессанса, стали символом перехода человечества от Средневековья к периоду Просвещения и Нового времени. Организатором выставки выступила московская компания «Артгит».

Выставку можно разделить на три блока. Первый посвящен литературному произведению древнеримского автора Луция Апулея – роману «Метаморфозы, или Золотой осел». Составная его часть – это отдельная новелла «Амур и Психея». Рафаэль Санти создал иллюстрации к этой книге. После чего его современники Агостино Венециано и Маэстро Б Дель Дадо сделали с них медные пластины для 30 гравюр, отпечатанных в Риме в 1774 году с медных пластин 1530–1560 гг. Именно в этих иллюстрациях проявляется индивидуальный стиль Рафаэля, известный своей гармоничностью, ясностью, прозрачностью, непринужденностью.

Особое место занимает серия фресок Лоджий Ватикана. Позже благородные потомки назовут их Лоджиями Рафаэля. Живописец на плафонах разместил по четыре фрески на темы Ветхого и Нового Завета. Общее их число – 52 – равно количеству недель в году. Согласно легенде, в конце каждой недели для жителей Рима звучали проповеди на тему определенного события или притчи из Библии. После завершения службы каждый желающий мог просмотреть огромную «иллюстрацию». Выставка же дает уникальную возможность окунуться в прошлое и соприкоснуться с этими «иллюстрациями». В 1866 году выдающимся немецким художником и гравером Людвигом Грюнером, директором Дрезденского королевского кабинета гравюр в сотрудничестве с известным итальянским художником – президентом Академии Сан Лука – Николой Консони были выполнены 52 литографии фресок в стиле гравюры на дереве XVI века, представленные впервые в России.

Третий блок – это мозаика. Это интересный эпизод выставки, состоящий из 10 экспозиций. Будучи великолепным архитектором, Рафаэль часто приглашался для проектирования церквей, соборов и часовен. Один из богатых купцов Агостино Киджи способствовал развитию гения художника, обращая на него внимание Папы Римского и итальянских князей. Одной из величайших работ Рафаэля считается Капелла Киджи – семейная часовня, для которой художник выполнил рисунки для мозаик купола. На выставке демонстрируется серия восхитительных гравюр с этих мозаик, выполненных Людовигом Грюнером в 1850 году. В этих работах отражается вселенная в соответствии с теорией Птолемея и Аристотеля, которую в эпоху Рафаэля вытеснили системы Коперника и Ньютона. Рафаэль изобразил планеты и неподвижные звезды. Интересно, что каждая из планет находится под покровительством ангела в состоянии ожидания знака свыше, согласно средневековой мысли.

– Библейские сюжеты мне менее близки. Я люблю античных авторов. Ближе всего мне мозаики, в которых Рафаэль как раз изобразил прекрасные планеты и неподвижные звезды. В этой нише мне приятнее находиться. Прозрачность, легкость, непринужденность притягивают мое внимание, –поделился мнением старший научный сотрудник художественного музея им. Крамского Евгений Сычев.

Алена ЛОГУНОВА

Фото Алисы Ермаковой

Справка

Рафаэль Санти (6 апреля 1483, Урбино – 6 апреля 1520, Рим) – итальянский живописец, рисовальщик и архитектор умбрийской, флорентийской, а затем римской школы. Он прожил всего тридцать семь лет и за свою недолгую жизнь стал одним из самых прославленных и богатых художников Италии. Многие великие герцоги и банкиры мечтали иметь картины Рафаэля в своих коллекциях. Например, Папа Римский отдавал ему лучшие заказы и платил щедрые гонорары. Рафаэль был любимец всех и вся, всю жизнь стремился к гармонии, покорив своим творчеством гуманистов и мастеров великого