2024-09-19

Обращаться к «своим»: вступили в силу новые правила получения компенсаций по ОСАГО

Систему прямого возмещения убытков по ОСАГО ввели 1 марта 2009 года. Это стало первой попыткой сблизить водителей и страховщиков.

На нынешней неделе произошли многообещающие изменения в сфере ОСАГО. С понедельника, 25 сентября, расширена «зона» прямого возмещения ущерба – когда автовладелец обращается в «свою» страховую компанию, а не в СК виновника. Теперь такая практика распространится на случаи ДТП с несколькими участниками. Можно предположить, что эта вроде бы мелкая реформа призвана подготовить почву для поистине революционных изменений в сфере автогражданки.

Прямой и еще прямее

Систему прямого возмещения убытков по ОСАГО ввели 1 марта 2009 года. Это стало первой попыткой сблизить водителей и страховщиков. До этого у автовладельца не было никакого стимула выбирать хорошую страховую компанию, ведь в случае чего дело с ней имел не сам страхователь, а водитель, которому он нанес ущерб. Занижают выплаты, офис у черта на куличках, отдел урегулирования убытков в другом регионе? Все это автовладельца не беспокоило: полис он получил, а дальше хоть трава не расти.

Система прямого возмещения убытков эту ситуацию немного изменила. Теперь в некоторых случаях нужно было обращаться за выплатами в ту компанию, в которой сам получал полис. Действовало это, правда, с огромным количеством оговорок: в ДТП только два участника, повреждены только автомобили, у всех водителей есть полис ОСАГО. Под такие определения подпадала лишь часть ДТП. Но у автовладельцев уже появился стимул не просто покупать полис в шарашкиных конторах, а тщательно выбирать страховую компанию: ведь есть вероятность, что потом «бодаться» с ней придется самому. СК пострадавшего потом выставляла счет СК виновника, но водители в этих переводах и перерасчетах не участвовали.

Увы, начавшийся чуть позже саботаж страховых компаний несколько девальвировал здравую идею – в эпоху тотального дефицита полисов стало не до выбора СК: урвать бы хоть где-нибудь страховку. При этом проблема с выплатами все равно осталась из-за ограничений по прямому возмещению.

Знакомый автора этих заметок прошлой зимой попал в ДТП. Пенсионер на «Ниве» не справился с управлением на заснеженной дороге и повредил две машины. Ознакомившись с полисом виновника ДТП, пострадавшие впали в уныние. Про выдавшую бланк организацию они ничего не слышали: звонить предлагалось в Москву, а воронежского адреса найти не удалось даже в Интернете. Поэтому, когда на место ДТП подъехали родственники виновника и предложили разобраться на месте, оба пострадавших согласились. Страховая компенсация, очевидно, была бы выше, чем сумма, предложенная на месте, но это живые и реальные деньги, а там уравнение с несколькими неизвестными.

Теперь, по новым правилам, ситуацию можно разрулить по-другому. С 25 сентября сколько бы водителей в ДТП ни участвовало, каждый должен обращаться в компанию, у которой сам приобретал полис.

Это особенно важно с учетом перехода на натуральное возмещение убытка, которое введено с апреля этого года. Сейчас водителю есть смысл изучать отзывы о работе страховых компаний – где и как они ремонтируют пострадавшие автомобили. А развивающаяся система страхования через Интернет снова позволяет хоть в ограниченном объеме, но иметь маневр в выборе страховой компании.

Несмотря на расширение системы прямого возмещения, одно ограничение в ней все-таки осталось: если в ДТП пострадают люди, то обращаться за компенсацией придется в страховую винов­ника ДТП. Причем не только за компенсацией за лечение, но и за ремонтом. В страховых компаниях это объяснили тем, что нет возможности «дробить» компенсацию по разным источникам, а у пассажиров и прохожих нет полиса ОСАГО, чтобы они могли обратиться к своему «страховщику».

Бремя выбора

Это новшество – пусть маленький, но еще один шажок к давней мечте Минфина – сделать рынок обязательного страхования либеральным, со свободными ценами. Пока это выглядит утопией: очевидно же, что как только государственного регулирования стоимости ОСАГО не станет, страховые компании легко сговорятся и взвинтят цены в разы. Это грозит настоящим социальным взрывом.

Впрочем, судя по предложениям, которые сейчас витают в министерстве, следующие изменения правил игры в ОСАГО будут куда более радикальными. Предполагается, что у автовладельцев появится возможность выбора страхового покрытия. Всего будет три варианта полисов. Один с максимальной выплатой 400 тыс. руб. по материальному ущербу и 500 тыс. – по ущербу жизни и здоровью (именно такие договоры действуют и сейчас). Второй – с лимитом покрытия по миллиону рублей – как по материальному ущербу, так и по ущербу жизни и здоровью. Третий – с покрытием 2 млн руб. по «железу», а также – по жизни и здоровью. Естественно, цена полисов будет отличаться: чем больше лимит выплат, тем дороже, но какой купить, водитель сможет выбрать сам.

Дьявол – в деталях

Учитывая, сколько сейчас на дорогах очень дорогих автомобилей, с которыми легко «перебрать» лимит в 400 тыс. руб., идея вроде бы здравая. Но можно смело предвидеть, что страховые компании сосредоточатся на самых дорогих полисах, а более дешевые базовые варианты, как и сегодня, без нервотрепки будет не купить.

Еще одно новшество проекта поправок предполагает возможность заключения договора на срок не до одного, а до трех лет. Для водителей это было бы удобно. Но против этого предложения сильно возражают страховщики. Они считают, что инфляция за три года сделает такие договоры убыточными. К тому же возникают сложности с начислением коэффициентов по аварийности (которые каждый год пересчитываются) и девальвируется необходимость техосмотра, ведь почти наверняка, купив полис на три года, водитель за диагностической картой (которая сегодня нужна исключительно для ОСАГО) эти три года обращаться не будет.

Революцией видится и предложение отказаться от двух коэффициентов, используемых при расчете стоимости страховки, – территориальных и мощностных. Взамен предлагается ввести повышающие коэффициенты за нарушения ПДД. По проекту, повышающие коэффициенты будут касаться тех, кто грубо нарушает ПДД, например, превышает скорость более чем на 60 км/ч, проезжает на запрещающий сигнал светофора и так далее. Больше всего заплатить за ОСАГО придется тем, кто сел пьяным за руль: для них предлагают ввести коэффициент 5. Впрочем, страховые компании против и этой идеи – с территориальных коэффициентов они сегодня неплохо кормятся, а хронических нарушителей ПДД у нас не так уж и много, чтобы за их счет восполнить финансовые потери.

Что из этих предложений сможет пройти горнило страхового лобби и в каком виде они дойдут до автовладельцев – еще вопрос. А вот расширенный вариант прямого возмещения убытков уже точно работает.

Александр НЕЧАЕВ

Кстати

Схема компенсации «больше двух автомобилей» не меняет правила оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД (по европротоколу). Воспользоваться ими можно, если в аварии – не более двух автомобилей, нет пострадавших, а сумма причиненного ущерба составляет не более 50 тыс. руб. То есть при массовом ДТП обращаться теперь можно в «свою» страховую, но оформлять ДТП нужно обязательно с участием сотрудников ГИБДД.