Свежие новости
Все новости
Пробки



Обезмасочные: куда «катится» воронежская театральная культура и «катится» ли?

17.11.2020, 18:34

Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии «Золотая маска», самой «урожайной» точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались «столичные дома», хотя «Маска» ратует за поддержку театров в регионах и их «равноправие на театральной карте страны».

Культурные деятели каждый новый сезон рассматривают в русле современной тенденции – так называемой «децентрализации театра», суть которой в том, что хороший театр есть и за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, но неужели итоги нацио­нальной премии это никак не подтверждают? В регионах, в том числе в Воронеже, нет достойных кандидатов? «Горком36» разбирался вместе с воронежскими критиками.

Журналист Юрий Данилов: «Нечего было делегировать»

Без названия.jpg– Все не так просто. Премия «Золотая маска» – не истина в последней инстанции, и соответствовать ее критериям весьма непросто, даже если ты очень талантлив. Прежде всего, выбирают современные постановки, театр, который все дальше уходит от русского психологического театра, от системы Станиславского – вообще от наших корней, от того, что делало наш театр уникальным явлением. Я знаю в Воронеже один театр, который принципиально никогда не участвует в премии и свои работы на «Золотую маску» не подает, потому что это противоречит его установкам и эстетике, художественным ценностям. И мне это понятно.

Сейчас театр перестает быть театром, становится какой-то клоунадой, перформансом, постмодернистскими штучками – чем угодно, но не театром. Не задевает ни ума, ни души человека. А я против того, чтобы мы теряли русский психологический театр. В «Маске» приветствуются трюкачества и, наверное, какой-то даже формализм, хотя такой подход не исключает того, что есть хорошие спектакли и достойные номинанты на премию, но вышеописанные параметры начинают преобладать, поэтому не все разделяют ее ценности.

Так сложилось, что в этом году Воронежу действительно нечего было делегировать на «Маску» – сезон не получился, претендовать на премию откровенно было не с чем. Хотя Камерный театр, например, вполне вписывается в эстетические координаты «Золотой маски», и Михаил Владимирович (Бычков, худрук театра – прим. авт.) там свой человек однозначно. Думаю, что год-два – и Камерный театр не просто попадет в номинанты, но и получит «Золотую маску» снова.

Театральный критик Надежда Роготовская: «Надо оставаться собой»

Роготовская.jpg– Если побеждают Москва и Питер, нельзя делать вывод, что «театральные дела» в провинции плохи. Это не так, тем более в Воронеже довольно высокий уровень развития театров. Просто на таком фоне – как первое впечатление, возможно, стираются прошлые заслуги, но их у нас достаточно: Камерный театр номинируется на «Золотую маску» практически каждый год, у нас есть не только номинанты, но и лауреаты премии. В прошлом году за лучшую мужскую роль награду получил Камиль Тукаев, а на «заре» «Золотой маски» отметили актрису Кольцовского драмтеатра Римму Мануковскую, она стала первой обладательницей премии в Воронеже. Есть и другие награды. Так что для провинциального города мы часто номинируемся и получаем премию.

Да, в этом году не было ни того, ни другого. Иметь «Золотую маску», конечно, очень престижно, но давайте не будем забывать, что именно художник ведет театр в соответствии со своей художественной идеей и творческой политикой. «Золотая маска» на сегодняшний день – единственная национальная театральная премия, поэтому она очень авторитетна, но она отслеживает процессы в театре, и жюри стремится отметить что-то новое. Это приводит к тому, что к соискателям предъявляется много требований в плане претенциозности, но именно поэтому предпринимаются попытки реорганизации судейства, используется ротация состава жюри. И это правильно.

Работать только ради того, чтобы получить «Золотую маску», на мой взгляд, вообще не надо, надо оставаться собой. В Воронеже высочайший театральный потенциал, который определяется развитием театральной среды, у нас это, вне сомнений, есть – по разным критериям. В наших театрах, несмотря на непростой год и самоизоляцию, все-таки выпустили премьерные спектакли, так что у нас есть что посмотреть и показать. Будут ли номинации на «Маску»? Сложно судить, не удалось пока посмотреть все.

Как пел Окуджава:
«...пряников, кстати, всегда не хватает на всех». Но когда-нибудь он достанется и нам.

Ирина ЛАЗАРЕВА

В тему

В Камерном театре Воронежа 18 и 20 ноября можно посмотреть премьеру – «Привидения» по Генрику Ибсену в постановке Михаила Бычкова. Также в театре к Платоновскому фестивалю искусств поставили танцевальный спектакль «Плот Медузы», его также можно найти в афише, но в ноябре его к показу не запланировали.

В драматическом театре имени Кольцова состоялись уже несколько премьерных показов – «новой» остается постановка Никиты Рака «Баба Шанель» по пьесе Николая Коляды. Ее впервые сыграли в конце прошлого года, а после новогодних праздников она, как и все остальное, «отправилась» на самоизоляцию. Осенью здесь поставили «Счастливый номер», его в ближайшее время можно посетить 18 ноября. Премьерный «Бумажный солдатик» будет показан на малой сцене 5 декабря, а в конце ноября Владимир Петров представит «Пьесу без названия» Антона Чехова.

Театр оперы и балета готовит мировую премьеру «Продавец игрушек». Показы запланированы на 27, 28 и 29 ноября.
Читайте также:
Удаленные мошенники собрали с воронежцев рекордную дань
Подробно


«Бима» читал в три слезы...» К 115-летию со дня рождения Гавриила Троепольского
В Воронеже на доме 8 по улице Чайковского висит памятная доска с надписью: «В этом доме с 1959 по 1995 гг. жил писатель Гавриил Николаевич Троепольский». Сюда, в центр Воронежа, он переехал из Острогожска, и почти треть его жизни непосредственно связана с нашим городом.
01.12.2020 14:56.
Спектакль воронежского театра победил на международном детском фестивале

В Санкт-Петербурге 30 ноября состоялась церемония закрытия  Международного большого детского фестиваля (МБДФ). Жюри выбрало победителей в 15 номинациях. Лучшим драматическим спектаклем для малышей стала постановка театральной компании «Новый театр» из Воронежа «Мой дедушка был вишней».

О

01.12.2020 14:19.