2024-05-06

«О-й. Поздняя любовь»: в Воронеже показали спектакль по забытой пьесе Александра Островского

А вот режиссер Дмитрий Крымов решил представить «Позднюю любовь». По его словам, пьеса удивительно интересна, сцены – потрясающие, диалоги – поразительны.

Зрители Платоновского фестиваля увидели гротеск по Островскому. Это стало возможным благодаря тесному сотрудничеству дирекции и фестиваля «Золотая маска». На сцене воронежского драмтеатра показали пьесу Александра Островского «Поздняя любовь», только без архаичных костюмов и декораций.

Говоря об Островском, прежде всего вспоминаются «Гроза» и «Бесприданница». Но его пьесы нечасто оживают на театральных сценах, а если современные режиссеры и обращаются к текстам классика, то это почти всегда – история Катерины Кабановой («Гроза»). Ее, кстати, только в прошлом году поставили сразу несколько режиссеров, в том числе – Михаил Бычков.

А вот режиссер Дмитрий Крымов решил представить «Позднюю любовь». По его словам, пьеса удивительно интересна, сцены – потрясающие, диалоги – поразительны.

– Открыл книгу, а там – как будто пахнет театром, – прокомментировал Крымов.

И хотя он оставил текст ХIХ века без изменений, все же отказался от классического его прочтения, сделав спектакль абсурдным. «О-й. Поздняя любовь» (именно такое название получила работа) – это гротесковая трагикомедия с нелепыми переодеваниями и эффектными боями, показывающая мир, в котором мутируют человеческие чувства. Интригующее «О-й» в названии расшифровывается просто: Островский. Дмитрий Крымов так сокращал фамилию классика, сообщая артистам, репетиция какого спектакля запланирована. И «О-й» прижилось, оно, по словам режиссера, неожиданно вписалась в общую концепцию задумки.

Спектакль – лауреат премии «Золотая маска – 2016» в номинации «Лучший спектакль малой формы». Здесь – актеры появляются перед зрителем с неестественно выбеленными лицами, в нелепых париках, с накладными животами. На сцене происходит черная клоунада и творится истинная вакханалия, но при этом тема любви звучит очень выразительно. Людмила, дочь адвоката Маргаритова, старая, по меркам ХIХ века, девушка, влюбляется в неподходящего человека – гуляку и неудачника. Чувства оказываются сильнее морали: она предает отца, отдает возлюбленному ценную бумагу. Автору важен не сюжет, а мораль, и свою задумку он передает с помощью преувеличения.

Так и появился режиссерский ход, связанный с переменами пола: в спектакле часть мужчин играют женщин, а женщины – мужчин.

– Это получилось с испугу. Я впервые работал с молодыми актерами, студентами ГИТИСа. У них очень хорошее традиционное театральное образование, его им дали замечательные педагоги. Когда я увидел их, то испугался, что не смогу быть самим собой в таком академическом море. Я решил поменять их местами, чтобы чувствовать, что мы играем, а не работаем, – объяснил Дмитрий Крымов.

Главную роль в спектакле исполнила актриса Мария Смольникова. За роль Людмилы Герасимовны она стала лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска – 2016» в номинации «Лучшая женская роль».

Воронежский зритель встретил постановку Дмитрия Крымова овациями, что неудивительно. Театр художника собирает полные залы по всей России.

В тему

Совместно с проектом «Фестиваль «Золотая маска» в Воронеже» Платоновский фестиваль покажет спектакль «Макбет. Кино». Он получил четыре номинации на премию «Золотая маска» в 2014 году: «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль» (Лаура Пицхелаури), «Лучшая роль второго плана» (Александр Новиков). Режиссер Юрий Бутусов был удостоен Специальной премии жюри фестиваля «Золотая маска» «За поиск уникального сценического языка» в спектаклях «Добрый человек из Сезуана» (Театр им. А. С. Пушкина, Москва) и «Макбет. Кино» (Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург).

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ