2024-04-16

О чем свидетельствуют «свидетели»: воронежский священник рассказал, чем опасны некоторые религиозные организации

Четыре филиала религиозной организации «Свидетели Иеговы» в Воронеже, Калаче, Борисоглебске и Лискинском районе будут закрыты по решению Верховного суда о признании их деятельности экстремистской, недавно сообщили информагентства.

Четыре филиала религиозной организации «Свидетели Иеговы» в Воронеже, Калаче, Борисоглебске и Лискинском районе будут закрыты по решению Верховного суда о признании их деятельности экстремистской, недавно сообщили информагентства.

Как в целом обстоит ситуация с «религиозным экстремизмом» в нашем городе и области? Об этом корреспондент «Горкома36» беседует с ведущим религиозным экспертом по данной теме, настоятелем Богоявленского храма Воронежа, руководителем информационно-консультационного центра во имя святителя Митрофана иереем Евгением Лищенюком.

– Что такое секты в трактовке закона?

– С точки зрения закона любая религиозная организация имеет право на существование. Нет закона о запрете сект, но есть правовое поле, в котором должны действовать религиозные организации. За нарушением закона следует наказание. Недавно за экстремизм были закрыты представительства «Свидетелей Иеговы». По большому счету смыслом существования деструктивного культа или секты являются власть и деньги, хотя прикрываться это может разными идеями: религиозностью, стремлением оздоровить общество, культурологическими затеями. Такая организация является авторитарной, иерархической, для вовлечения в это сообщество применяется обман. Для удержания своих адептов в подчинении лидеру и доктрине применяются методы контроля сознания. Используется разделение на «мы» – «они». Есть «мы» – организация, через которую люди спасаются, а есть они – те, кто выходит за наши рамки, и мы с ними не дружим, они не спасаются.

– Какова ситуация, по вашему мнению, в Воронеже и области?

– Она не самая плохая и не самая хорошая. Так сложилось, что воронежцы склонны к оккультизму. У нас огромное количество всяких вещунов, гадалок, прорицателей. Наш человек готов предать свою жизнь в руки Бога или врачей. Он хочет, чтобы результат был божественным, но мгновенным. Это им обещает обеспечить оккультизм, который представлен в регионе более чем пятьюдесятью сектами. Дестабилизация общества на политической арене, увеличение дистанции между Западом и Востоком влечет за собой вспышки оккультных эпидемий. Сейчас сильна тенденция неоязычества, где нет четкого религиозного исповедания и представления о Божестве, есть только политрелигиозные лозунги. «Поколение пепси» привыкло жить в среде демотиваторов и нехитрых «приколов», и подход примитивной религии, которой является неоязычество, в культуре легко вписывается в культуру современного молодого человека.

– Как вы оцениваете способности православных людей отстаивать свое вероисповедание на фоне сложившейся ситуации?

– Есть выражение «христианин воскресного дня». В воскресенье мы оделись определенным образом, пришли в храм, помолились. Шесть дней в неделю мы не соответствуем этому образу, а на седьмой – полдня – соответствуем. Но за последние годы количество людей в храмах увеличивается и качество веры улучшается: люди начинают понимать, зачем они ходят в церковь, зачем участвуют в таинствах. Что касается нашего отношения к сектантам, надо помнить, что не всегда человек находится в том или ином заблуждении по осознанному выбору. С 2003 года, еще с семинарской скамьи, изучаю секты. Большое количество адептов деструктивных религий – наша недоработка. Если бы в острой жизненной ситуации человек услышал доброе слово от православного христианина, а не от мормона или иеговиста, то он бы сейчас был в храме, а не в арендованном кинотеатре на сектантском собрании.

– Насколько опасно пребывание в секте?

– У пятидесятников и баптистов преподается искаженное учение о Христе, но людей призывают любить Бога, изучать Священное Писание. В таких организациях психика человека, его социальные связи могут не пострадать. В то же время пребывание в рядах кришнаитов, иеговистов может нанести непоправимый ущерб не только общественным связям человека, но и его психическому и даже физическому здоровью.

– Знаете ли вы, что в области одну из школ возглавляет последовательница «Свидетелей Иеговы», а в другой работает адепт «Сахаджи Йоги»?

– Конституция не запрещает это, в то же время наши профильные государственные службы должны смотреть на то, какую идею несет человек. Есть представители разных религий, которые могут быть профессионалами и не привносить своего деструктивного религиозного взгляда в свою работу. Что касается «Свидетелей Иеговы», трудно представить, чтобы человек таких убеждений не притеснял права учителей и учеников, пользуясь своим служебным положением.

– Кинотеатр «Родина» в Левобережном районе Воронежа давно стал резиденцией мормонов. Какой прогноз на эту ситуацию?

– Что касается мормонов, это богатая американская религиозная организация, поэтому позиция Штатов будет прослеживаться в деятельности всех отделений мормонов по всему миру. Это также создает трудности в противодействии их распространению. Сейчас люди стали более трезво относиться к западным сектам. В худшем случае с мормонами все останется на своих местах, но развития, думаю, не будет.

– Что мы можем сделать для стабилизации нравственной атмосферы в обществе?

– Для православного христианина важна духовная атмосфера в обществе. Наша задача – молиться, высказывать свое мнение по острым вопросам, а главное – подавать пример. Если наша жизнь безукоризненна, к нам будут прислушиваться. Правоохранительные органы по мере возможностей тоже работают. Есть общественные организации, СМИ, которые разоблачают деятельность деструктивных организаций.

– Выходите ли вы на какую-то аудиторию с ликбезом о вреде сект? Готова ли аудитория к диалогу?

– Обычно прихожу в подготовленную аудиторию – педагоги, психологи, профессура вузов, правоохранители, студенты. Сопротивления со стороны аудитории нет, лишь иногда слышу провокационные вопросы. Но это хорошо, люди должны видеть, что ты готов к свободной дискуссии. Говорю в рамках закона, обеспечивающего свободу слова, ссылаюсь на источники, на доказанные факты.

– Я знаю, что некоторые прихожане Богоявленского храма были сторонниками альтернативных религий. Каких?

– Неопротестантские общины: пятидесятники, баптисты. Иеговисты, муниты. Достаточно бывших неоязычников и последователей оккультных учений.

Беседовала Татьяна Повалюхина

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ