«Зойкина квартира» – это спектакль о Зое Пельц, которая мечтает вместе с возлюбленным, бывшим дворянином Обольяниновым, уехать в Париж. Они открывают публичный дом под видом элитного ателье. Но в комнатах веселой квартиры зреет печальный финал.
– Пьеса Булгакова, написанная в годы НЭПа, повествует о людях, столкнувшихся с изменениями эпох, и показывает их сложный выбор между мечтами и реальностью, – говорят создатели.
Абсолютно точно этот спектакль с выверенной сценографией Зиновия Марголина, яркими костюмами от Марии Даниловой, неожиданными музыкальными сюр-композициями – а ритм действа поддерживается во многом благодаря им – приковывает внимание зрителей. Квартира здесь задумана как призрак, который появляется то тут, то там – и этого персонажа нет в первоисточнике. Однако, как признаются артисты, это, по их мнению, в магическом духе Булгакова. Впрочем, некоторые зрители, отмечая все плюсы театральной истории, все же не успели насытиться загадочной булгаковской атмосферой и полагают, что спектаклю не хватило искрометности – он как будто «застрял» между мюзиклом и жизненной трагедией. Но не так ли чувствовали себя люди, оказавшиеся на стыке эпох?
– Работая над ролью, опирался на то, что в мире очень много людей, которые живут прошлым и не могут его отпустить. Это контрольная точка, – говорит исполнитель роли Обольянинова актер Александр Дмитриев. – Конечно, мы адвокаты своих героев. Это нужно для того, чтобы они вышли объемными, интересными и живыми. Только так у тебя получится найти с ними точки соприкосновения. Однако в отдельных сценах нужно уметь и дистанцироваться от своего героя. Трудно описать словами, как именно это происходит. Но все это во имя глубины той истории, которую разыгрываешь.
Зою Пельц сыграла актриса Александра Урсуляк. По ее словам, прежде чем сыграть булгаковскую героиню, она постаралась полностью принять обстоятельства, в которых оказался ее персонаж.
– Когда речь идет о любви, мне кажется, многие могут пойти на компромиссы с совестью или сделку с дьяволом. Могу оправдать свою героиню и даже понимаю ее, в ее действиях была своя логика, – призналась Александра Урсуляк.
В Воронеже «Зойкину квартиру» показали дважды, и каждый раз, как рассказали исполнители, с аншлагом. В столице Черноземья – взыскательная театральная публика, но загадочную работу театра имени А.С. Пушкина приняла добродушными овациями. Пусть не все ответы после показа зрители для себя получили, зато у них точно осталась пища к размышлению.
Фото Андрея Парфенова