2024-11-23

«Ну как не порадеть…»: почему в Воронежской области не удалось побороть «договорные торги»

Уровень конкуренции в регионе станет одним из критериев оценки работы губернаторов. Таков один из итогов главной дискуссии, состоявшейся на заседании Госсовета  под председательством Владимира Путина. В заседании принял участие врио губернатора Воронежской области Александр Гусев.


Уровень конкуренции в регионе станет одним из критериев оценки работы губернаторов. Таков один из итогов главной дискуссии, состоявшейся на заседании Госсовета  под председательством Владимира Путина. В заседании принял участие врио губернатора Воронежской области Александр Гусев.

Плюс декартелизация всей страны

В 2017 году было возбуждено 675 дел по факту незаконных соглашений, из них 360 — картельные сговоры. Это на 8% больше, чем в 2016 году, привел статистику президент страны. Практически все нарушения такого рода происходят на региональном уровне — 98,8%.

Путин   говорил жестко, без обиняков:  «Мы считаем, что это ерунда какая-то, что ничего страшного, надо порадеть родному человечку, условно говоря, своим фирмишкам — ГУПам, МУПам». 

«На самом деле ущерб для экономики страны колоссальный. Мы его просто не ощущаем, но он большой», — добавил он.

Проблема чаще всего даже не имеет коррупционной составляющей — просто чиновники выбирают знакомые компании, с которыми удобнее работать и отчитываться, в ущерб эффективным исполнителям. То есть проблема — в «бюрократическом мышлении».

Путин предъявил претензии и к федеральным структурам, и к бизнесу – особенно  госкомпаниям, которые монополизируют рынки и вытесняют из него  малый и средний бизнес. «Идет процесс картелизации конкурентных сфер экономики», — возмущался глава государства.

 «Мы наблюдаем такой региональный протекционизм даже у тех регионов, которые у нас в передовиках находятся, показывают хорошие результаты развития. Это абсолютно недопустимо», — сказал Путин.

Содействие  и прозрачность

Не имел ли в виду президент в том числе Воронежскую область, которая, по данным   областного департамента экономического развития, входила недавно в топ-3 в рейтинге глав регионов России по уровню содействия развитию конкуренции?  

Но «уровень  содействия развитию» — это еще не сама конкуренция, это  лишь  укомплектованность нужными законами, актами, методиками, соглашениями и т. п. А, например, в Национальном рейтинге  прозрачности закупок Воронежская область  значится  по итогам 2017 года на скромном 40-м месте (год назад было 31-е) из 85 субъектов Федерации. Город  Воронеж – на еще более скромном 63-м месте из 85. Это наиболее авторитетный отечественный ресурс, который производит максимально объективную оценку деятельности в сфере госзакупок по более чем 30 критериям.

И ситуация  лучше не становится. По данным регионального управления  ФАС, количество обоснованных  жалоб на нарушения закона «О контрактной системе» выросло по итогам 2017 года со 111 до 187. При этом организаторы рейтинга прозрачности констатируют:  в 2017-м потери государства от закупок в условиях низкой конкуренции составили 136 млрд руб. В федеральном сегменте наблюдает рост показателя потерь на 3,59% в сравнении с показателями предыдущего периода, при этом в региональном и муниципальном сегментах показатели потерь сократились на 56,96 и 53,30% соответственно.

Может, на региональном уровне и  происходит подавляющее число  нарушений, но  смотрите какая динамика: у федералов  убытки растут, а у нас, регионалов, — резко сокращаются. За год больше чем наполовину!

О пользе нарушений

Может быть, некоторые нарушения в этой сфере способствуют сокращению убытков?

Классический пример – история со школьным молоком, которая стоила должности экс-руководителю городского управления  образования. На торгах выиграл тот, кто предложил меньшую цену. Таков закон. Дешевый поставщик не выполнил обязательств,  и  на его место «вручную» вернули  «Молвест».  И что в результате? На экс-руководителе — тень опалы. На  регионе – тень «непрозрачности». На «Молвесте» при копеечных прибылях  – тень монополиста.  На неудачливом  поставщике – все тени мира и место в реестре недобросовестных поставщиков. Обычно  прав закон, виноваты исполнители. Здесь все наоборот.

Почти с восторгом написали  СМИ,  что на поставках молочных продуктов в  социальные заведения области заказчик сэкономил 40%. Закон соблюден,  но бабушек  будут кормить  заведомым фальсификатом — что хорошего?!

Во фронт  работ  к 425-летию Воронежа были вовлечены десятки  мелких, порой малоопытных  организаций. Они не справились с авральным напряжением – и мы бы  шли на праздник по недоложенной тротуарной плитке мимо недокрашенных фасадов, если бы  на прорыв политической волей губернатора не были брошены мощные, проверенные исполнители. 

Да не только в юбилеи — каждую весну заказчики  сталкиваются с риском срыва программ со всевозрастающими бюджетными инвестициями. Соответственно, объекты могут быть не достроены, Центр может отозвать  финансирование – и все это при неизбежных кадровых выводах.

В общем, можно  понять, на чем основано «бюрократическое мышление» и приверженность  к  одному и тому же, так раздражающему СМИ списку  исполнителей.

Игра в поддавки по-крупному

Казалось бы, как здесь вообще можно сговориться подрядчикам, если торги нынче сугубо электронные и анонимные? Если в них может принять участие любая темная лошадка из Калуги или Саратова и сбить злонамеренные планы спевшихся местных подрядчиков? Увы, можно.

В Репьёвском районе для участия в конкурсе по реконструкции детского сада стоимостью 38,7 миллиона рублей обеспечение внесли три компании. Но две из них поиграли немного  на понижение, да и вышли из торгов. В результате остался один участник, предложивший цену, практически не отличавшуюся от изначально заявленной. Эффект тщательно разработанного механизма  электронных аукционов был сведен к нулю в два хода.

В прошлом году антимонопольщики раскрыли «пожарную аферу» в  Новохоперском районе. Победитель должен был провести максимум за  17,6 млн рублей капитальный ремонт  пожарного депо в селе Алферовка. Заявки подали четыре претендента, но местные власти допустили к участию только ООО «Деметра», которое и получило контракт.

Между тем здание пожарной части уже отремонтировали в 2014 году, его  даже показывали губернатору Алексею Гордееву. По версии УФАС, местные власти использовали смету компании, сделавшей капремонт. Чиновники решили повторно провести конкурс на уже сделанные работы. За фиктивное участие «Деметра» должна была получить 8-10% от цены контракта.

Наше  законодательство о госзакупках должно уже  стать на 75% лучше идеального.  Его рихтуют каждые полгода! Принято четыре антимонопольных пакета, готовится пятый. Но новый закон устаревает уже в день вступления в силу, потому что пока никто не сравнится  в креативности с отечественным нарушителем.

Экспертное мнение

Руководитель управления ФАС по Воронежской области Денис Чушкин

— Следует уточнить, что обсуждается сегодня не только проблема «картелизации». Еще в декабре прошлого года президент подписал 618-й  указ, в котором  предусмотрены комплексные меры по  развитию конкуренции в стране. Указ предусматривает сокращение доли госсектора, равенство условий и свобод экономической деятельности и содержит целевые индексы  для 13 основных отраслей.  Например, в дорожном  строительстве предусматривается сокращение доли закупок, признанных несостоявшимися, не менее чем на 5 процентов в год, запрет на  участие в торгах лиц,  замеченных в картельном сговоре, и т. п.

Стоит отметить, что  по обсуждаемой теме в Воронежской области наблюдается  положительная динамика. Регион по итогам  прошлого года занял восьмое место  по  показателям эффективности закупок, а  УФАС возбудило только одно дело по фактам  сговора на торгах. Раньше  таких дел было  по нескольку в год.

Зато сферой поистине массовых нарушений  стали именно «свои фирмишки» — муниципальные  предприятия, которые с 2017 года обязаны работать по 44-му федеральному закону и делать закупки для своих нужд по итогам торгов.  Если в областном центре МУПы успели перестроиться, то в глубинке многие руководители предприятий даже не знают о существовании 44-го закона. В первую очередь это касается организаций в сфере транспорта, рыночной торговли, ритуальных услуг.