Завершившийся на днях Международный фестиваль короткометражного кино «Новый горизонт» показал множество картин, а участники события провели несколько интересных мастер-классов и встреч. Среди всего этого затесался один фильм, как-то безрекламно прошедший и, по большому счету, оставшийся незамеченным воронежской публикой – «Голова, 2 уха».
Это полнометражное кино режиссера Виталия Суслина. Виталий родом из Нововоронежа, окончил ВГИК, мастерскую Карена Шахназарова. На его счету уже пять работ, среди которых две полного метра – названная «Голова» 2017 года и «Дефиле» 2015-го. Зачем вообще говорить об этом фильме? Во-первых, он взял в прошлом году две награды «Кинотавра» – диплом Гильдии киноведов и кинокритиков и приз имени Григория Горина «За лучший сценарий». А во-вторых, фильм-то о Воронеже, снят в этом городе, и реальная история, заложенная в сценарий, произошла тоже здесь. На показе «Нового горизонта» Виталий не без грусти говорил, что фильм уже показан во многих городах России и даже за рубежом, а в Воронеж приехал впервые, да еще и встречен без интереса. А встречен ли был вообще?
Хотя в фильме нет разговора о пресловутом «жлобстве» воронежцев, нет негативных оценок и скептического отношения к городу, но псевдоискушенность нашего зрителя уже давно замечена и местными, и приезжающими артистами. Лирическое отступление закончено.
Что это за кино? История Ивана Сергеевича (как молодой парень называет себя в фильме) проста: он скотник из деревни, ухаживает за коровами. Они – такие же молодые предприниматели из Воронежа, ну, как предприниматели – махинаторы, играющие с банками малых займов. Он хотел вырваться из деревенской жизни и получить легких денег. Они ищут таких дурачков и любят оформлять кредиты на чужие паспорта. Это все на самом деле случилось с исполнителем главной роли – Иваном Лашиным, а тех «предпринимателей» так и не нашли: улик мало. Иван, кстати, давний друг режиссера, даже снимался у него не раз. Он сам рассказал эту историю Виталию. В его деревне многие видели этот фильм и предыдущие тоже, но никто не считает его звездой, а он даже актером себя не называет.
Картина, если честно, не совсем о том, как хитрые обижают бесхитростных или как глупцы ищут легкой жизни. Фильм о Воронеже: его историческом центре со старыми домиками из красного кирпича, где среди пустых грязных квартир остались одинокие старожилы; о талантливых балеринах, выступающих на открытиях торговых центров; о дедушках-шахматистах, соседствующих с центральным "Макдональдсом"; о точках микрозайма на каждой остановке; о несанкционированной торговле, продавцы которой каждый день звонят в вашу квартиру; о памяти в виде памятников Пушкину, Платонову, Никитину и всему литературному прошлому. И все это живет и дышит в контексте современных провинциальных неурядиц, типичного обмана, «жлобовства», сострадания, любви и т. д. и т. д. Воронеж – уменьшенный вариант России, лишенный европеизации. И драма Виталия Суслина – об истории и культуре России и о вечной ее наивности.