Современную инсценировку романа «Идиот» Федора Достоевского показал на воронежской сцене Новосибирский драматический театр «Старый дом». Знакомые многим персонажи вошли в нашу действительность, наделенные доступным нам языком – режиссер Андрей Прикотенко полностью адаптировал оригинальный текст, но при этом сохранил стилистику и присутствие Достоевского.
Фабула постановки развивается на фоне темных зеркальных стен, а большинство персонажей к знакомству со зрителем выходят в деловых костюмах – образах, сквозь которые постепенно проберется их настоящая сущность. Катализатором в этом процессе выступает князь Мышкин (актер Анатолий Григорьев), его способность видеть то, что скрывается за маской, будет действовать на многих магнетическим способом. И, если характеры, пожалуй, большинства героев будут на протяжении действа обрастать деталями (к примеру, Настасья Филипповна в воплощении актрисы Альбины Лозовой – квинтэссенция детских травм, отчаявшаяся женщина, которая пытается отыскать хоть толику чего-то, за что можно себя полюбить; Аглая Анастасии Пантелеевой – дитя инстаграмма, мерящая чувства с силой подросткового максимализма), то природу «главной загадки русской культуры», созданную Достоевским – Льва Мышкина – познать безусловно так и не выйдет.
– На спектакле в Воронеже немного был скорректирован рисунок роли, характер моего персонажа. Текст постоянно дополняется и совершенствуется. Вообще, приступая к работе, мы понимали, что каждого персонажа можно соотнести с современностью, и только Мышкин выпадал, он был для нас человеком неясным. Но мы нащупали его силу, хотели показать не только его юродивость и идиотизм, важно было то, что за ним хотят идти, потому что он все видит и понимает. Мы нащупали природу его магнетизма, но все еще движемся в сторону понимания, кто такой Мышкин сегодня – однозначного ответа у нас нет, – рассказывает Анатолий Григорьев.
Спектакль транслирует много психологического и физического насилия: от иерархии взаимоотношений на работе до половой неприкосновенности детей и убитой «невесты». Здесь ожесточенно дерутся, таскают друг друга за волосы, бьют головами о стены. Современный контекст появляется и за счет вплетения в сюжет шуток про президента, белых ходоков из сериала «Игра престолов», проигрывания песен Леди Гаги. Режиссер делает такую напряженную драму, что в какой-то момент понимаешь, что каждый из героев патологичен, раздавлен от боли и ищет спасения, которому неоткуда прийти.
– Моя роль построена на крике отчаяния. И это такой механизм, который помогает сыграть при любом раскладе. Даже если ты выходишь никакой на сцену, ты устал, но начинаешь кричать, – и все встает на свои места, ты дальше идешь как танк. Такая и моя Настасья Филипповна, – рассказала Альбина Лозовая. – В нашей инсценировке сохранена фабула, мотивация героев, но они говорят современным языком и современными средствами выразительности. Это сегодня необходимость. Вот представьте сцену в бассейне, где происходит разговор Настасьи Филипповны и Аглаи. У Достоевского в конце диалога моя героиня падает в обморок в руки князя. Что будет, если это показать зрителям? Это вызовет у них улыбку. Режиссер сказал нам, что мы должны драться, и так, чтобы это было максимально отвратительное зрелище. А это уже трогает зрителя.
В задумке Андрея Прикотенко Лев Мышкин должен оттенять несовершенство всех остальных героев, да вот только и он сам (намеренно или нет, трудно сказать) далеко не идеален и грешен, создается как тот, кто не может совладать со своей физиологией (не с эпилепсией).
Спектакль «Идиот» получил сразу 11 номинаций на премию «Золотая маска»-2021. А Тимофей Мамлин, исполняющий роль Ипполита Терентьева, стал лауреатом в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». Постановка, по версии Ассоциации театральных критиков, стала одной из 10 лучших спектаклей 2019 года. В четырехчасовом спектакле столько переплетений и смыслов, что кажется, что двух показов на Платоновском фестивале было мало.
Фото Андрея Парфенова