Новый театр – это авторские спектакли, объединяющие драму, текст, хореографию, музыку и цирковое искусство в единое сценическое действо. И все это органично сочетается в «Вафельном сердце», премьеру которого команда представила 5 марта.
Театр теней как история воспоминаний о былом, пиратские приключения, приправленные озорством, уютное счастье семейных чаепитий и отчаянные попытки отыскать папу по объявлению. И снежные горки, и теплые вафли. Пластика внешнего и динамика внутреннего. Все было в этом спектакле.
На одной волне
В последнее время мне очень нравится смотреть работы режиссера Виктории Шаламовой. Кажется, будто она берет одну ниточку – в этот раз ею стала повесть Марии Парр – и собирает на спицу петелечки: некие театральные зарисовки. Но, чтобы связать большое полотно, ниток одного цвета недостаточно, и тогда режиссер добавляет красок – характерную актрису Машу Конотоп (Лена), Ярика Козлова (Трилле), способного наполнить общую работу какой-то особенной добротой, Машу Фролову (мама Лены), которая подберет к спектаклю пластические движения нужного оттенка. Еще в этом списке Дамир Миркамилов (дед), Олеся Галицына (баба-тетя), Артем Бучнев (папа Трилле) и многие другие. И наконец, Вика сама встраивается в этот замысел изнутри, примерив на себя роль мамы Трилле.
– Принцип работы нашего театра и любой наш спектакль – это сотворчество. Конечно, выбор произведения за мной, но в ходе репетиций каждый может что-то предложить или «нащупать» какую-то интересную находку, – рассказала Виктория Шаламова.
К «Вафельному сердцу» режиссер обратилась, потому что ей очень нравится современная детская литература и она считает, что у этих книжек большой потенциал в плане театральных постановок. Впрочем, «Вафельное сердце» ставили уже в нескольких театрах России – в Твери, Санкт-Петербурге, Москве. Повесть Марии Парр сразу стала бестселлером, и писательницу уже называют второй Астрид Линдгрен.
– Эта литература – про сегодняшних детей, про сегодняшних нас. Детей обязательно стоит знакомить с такими историями. К тому же Мария Парр – потрясающая писательница, ее язык просто создан для театра, все персонажи яркие. Этот тот случай, когда книга просто просится быть воплощенной, – пояснила Виктория.
«Фантазия потеряла границы»
Спектакль получился трудным в техническом воплощении: фантазия в какой-то момент потеряла границы, признаются артисты. А в маленьком негосударственном театре нет цехов с реквизитом и специальных сотрудников, которые за него отвечают, поэтому собирали все сами: от чайного сервиза до «безголовых пиджаков», которые появляются, когда у Лены поднимается высокая температура на фоне ветрянки. Здесь жонглируют клубками ниток, прямо на сцене плетут одеяло, переодеваются то в пиратов, то в разных животных; то летят со снежной горки на бешеной скорости, то усаживаются за стол, чтобы насладиться вафлями и ощутить в полной мере уютное счастье. Создать атмосферу норвежской деревушки в бухте Щепки-Матильды с такой сценической детализацией ребятам помогла воронежская художница Александра Макиева.
– В постановке много смены планов, в ней есть место для смеха и грусти. Этот спектакль – возможность поговорить с детьми на непростые темы. Это семейная история, в которой затрагиваются отношения внутри семей, вопросы о неполных семьях, звучит тема смерти. Но все это мы передаем таким языком, чтобы не оставлять после просмотра тяжелого ощущения, – говорит Мария Конотоп.
Спектакль рассчитан на зрителей старше шести лет, хотя дети младшего возраста, посмотревшие постановку, также были заинтересованы. Скучать тут точно не придется никому: малышей привлекут фокусами и другими театральными приемами, а взрослые и сами будут рады на несколько часов уйти с головой в волшебный мир детства. Его снова воссоздадут на сцене Нового театра уже 26 марта.
Ирина ЛАЗАРЕВА
Фото Алисы Ермаковой