2024-07-27

Новые уроки по профориентации в воронежских школах: как это работает и почему становится востребованным?

Новые  уроки по профориентации в воронежских школах: как это работает и почему становится востребованным?
На прошлой неделе в каждой школе Воронежа и области стартовал новый образовательный минимум по профориентации для учеников 6-11-х классов. Программа включает несколько направлений. Одно из них – профориентационные уроки для школьников «Россия — мои горизонты». Объясняем, почему это направление для ребят назрело давно и с чего оно начиналось в регионе.

Профессиональный четверг

Профориентационные уроки – часть «Профминимума», вводимого в общеобразовательных организациях в этом учебном году Министерством просвещения РФ. Первые еженедельные профориентационные уроки стартовали в минувший четверга 7 сентября. Ожидается, что этот день недели станет постоянным днём «Профминимума».

В ходе урока преподаватели и приглашённые эксперты – например, сотрудники региональных отраслей экономики, сельского хозяйства, животноводства или промышленности – каждую неделю будут знакомить ребят с разными профессиями.

– Мы все находимся в едином образовательном пространстве. Особенность «Профминимума» заключается в том, что в разработке программы принимают участие вузы, работодатели и профессиональные образовательные организации. Это придумано для того, чтобы кадры, необходимые для экономики страны, готовились уже в регионах. Мы работаем в тесном сотрудничестве с департаментом труда и занятости Воронежской области. Сегодня ребята познакомятся с отраслями экономики и познают, что счастье заключается в труде, – прокомментировала перед началом первого урока заместитель руководителя департамента образования Воронежской области Оксана Кузнецова.

– Уверена, что новые занятия будут полезными, потому что многие мои одноклассники еще даже приблизительно не определились с будущей профессией. Я сама думаю о профессии юриста, но сомневаюсь. Надеюсь, что профориентационные уроки теперь помогут мне определиться окончательно, – поделилась ученица 8 «А» класса гимназии им. Андрея Платонова Анастасия Филиппова.

Дорога к себе

В ходе серии из 34 занятий по профориентации участники получат представление о достижениях России в различных областях экономики, промышленности, сельского хозяйства и информационных технологий. Школьники познакомятся с инновационными областями, успехами, достигнутыми в науке, инженерном деле, медицине и по многим другим направлениям. На протяжении всего курса юные слушатели не только узнают статистические данные и факты о нашей стране, включая достижения и экономическое положение России на мировой арене – у ребят также будет ценная возможность впервые побывать в роли специалистов выбранных направлений. Кроме того, ученики получат глубокие знания о современном рынке труда, о перспективных профессиях и специализированных направлениях работы, представление о навыках, необходимых для того, чтобы стать востребованными специалистами.

– Мне, как учителю, программа очень понравилась. В ней предусмотрены различные активности для детей – не только теоретическая часть, но и практическая. Это позволит детям с 6-го по 8-й класс сделать первые шаги на пути профессионального самоопределения. А ученикам 9-10-х классов программа поможет соотнести свои личные профессиональные интересы с тем, что сейчас действительно востребовано на рынке труда. У занятий есть четкая структура, сценарий, прекрасные видеоролики и презентации. Мы уже пять лет являемся участниками проекта «Билет в будущее», а введение обязательного «Профминимума» позволит нам охватить намного большее количество детей, – комментирует педагог-психолог, классный руководитель 8 «А» класса гимназии им. Андрея Платонова Наталья Филиппова.

«Профминимум» включает три уровня на выбор образовательной организации: базовый (не менее 40 часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год) и продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).

Каждое занятие курса адаптировано под возраст школьника, ведь в «Профминимуме» участвуют 6-11-е классы. Например, если шестиклассники на профориентационном уроке «Открой своё будущее» только пробуют осмыслить формулу любимого дела - а она состоит из «хочу + могу + буду», – то старшеклассники уже учатся планировать свое рабочее время и разрабатывают линию профессионального развития. За учебный год поэтапно школьники изучат все сферы, разберутся в своих способностях, протестируют профессии и определят ту, которая, возможно, станет для каждого любимой работой в будущем.

Курс «Россия – мои горизонты» будет проходить на всех трех уровнях «Профминимума». Календарно-тематическое планирование этого курса занятий и рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее», а также материалы к занятиям доступны на информационном ресурсе проекта «Билет в будущее» profmin.bvbinfo.ru.

Первые билеты

Кстати, прообразом этой инновационной модели профориентации в Воронежской области стал предуниверсарий ВГМУ. Он заработал пять лет назад по инициативе медуниверситета в сотрудничестве с департаментами здравоохранения и образования Воронежской области, а также с самими воронежскими школами, в которых старшеклассники стали приобщаться к кафедрам ВГМУ еще до получения аттестата зрелости. В результате на местном уровне появилось новое концептуальное звено в самой философии непрерывного медицинского образования – и начинается оно теперь со школьной скамьи. Главная идея действующего проекта ВГМУ – помочь старшеклассникам более осознанно подойти к выбору профессии врача, еще до поступления в медвуз. Ведь во время обучения в предуниверсарии некоторые понимают, что медицина – это не для них. Директора школ, принявшие участие в первой научной сессии своих учеников в стенах ВГМУ, еще год назад отметили, что одного такого образовательного проекта на весь регион недостаточно.

– Такая профессиональная мотивация со школьной скамьи назрела и во всех других сферах. Например, мотивированных на само учительство выпускников педуниверситета уже почти нет. Мы ищем учителя английского языка, учителя начальных классов. И не можем найти, даже придя на факультет ВГПУ. На наш вопрос: «Придете ли вы к нам потом в школу?» – студенты прячут глаза. Поэтому школьный «Профминимум» – это важно и для судьбы самого ученика, и для всей страны, – считает директор 28-й воронежской школы Михаил Хуторецкий.

Справка «Горкома36»

«Билет в будущее» – это всероссийский государственный проект по профориентации школьников, который помогает подросткам решить сложную задачу выбора карьеры. Он объединяет десятки тысяч наставников, психологов и экспертов, которые готовы помочь каждому выбрать свою специальность. К проекту по профориентации школьников также привлекаются родители и педагоги. Уже больше 1 млн 300 тыс. российских школьников стали участниками проекта.