В понедельник, 26 июня, федеральные СМИ со ссылкой на некий источник в авиационной отрасли сообщили о прекращении в ближайшее время производства в Воронеже ближнемагистрального самолёта Ан-148. Во вторник, 27 июня, те же СМИ охотно воспроизвели новость противоположного содержания: пресс-служба Воронежского акционерного самолётостроительного общества опровергла эти прогнозы. Точнее, перевело их в «сослагательное наклонение».
– У завода есть действующий контракт с Минобороны РФ. По нему в 2017 году осталось сдать три самолёта Ан-148, в следующем – два, – заявила пресс-служба в многочисленных комментариях. – Будет ли продолжен выпуск Ан-148, зависит от того, будут на самолёт данного типа заказчики или нет.
Упоминалось также, что по поводу самолета ведутся переговоры с Анголой и Индией.
На самом деле не все зависит от заказчиков. Еще в прошлом году в беседе с корреспондентом «Горкома36» специалисты ВАСО утверждали: завод может самостоятельно вести даже международный проект Ан-148. И раньше мог! Просто изначально имелась договоренность с украинской стороной о производственной кооперации по изготовлению агрегатов самолета в соотношении 50 на 50. После распада экономических связей с соседями Воронеж взял на себя большую часть производства. Из больших узлов осталось освоить лишь производство крыла. При наличии заказов на самолет за семь-восемь месяцев ВАСО мог бы произвести подготовку производства и начать выпуск крыла самостоятельно.
И такой вариант принципиально возможен. Эксплуатанты признают, что самолет, давшийся нашим авиастроителям немалой кровью, получился удачным. В авиакомпании «Ангара», например, воронежские самолеты загружены по полной программе – ко всеобщему удовлетворению. Ан-148 уже избавился от «детских болезней», машина неприхотлива, с возможностями посадки на грунтовые аэродромы. К ней по-прежнему есть интерес – но с развитием программ «Суперджет-100», «МС-21», да и того же Ил-112, что реализуется в цехах ВАСО, внутренняя конкуренция заметно выросла. И перспективных контрактов на этот самолет нет.
А главное, интеллектуальные права на Ан-148 – на Украине, и их могут нам попросту не передать. Будет ли самолёт и в дальнейшем производиться в России, на нашем заводе – вопрос скорее большой политики, но за авиастроителями дело не станет.