2024-11-25

Нетипичный опыт воронежского физрука: учитель физкультуры – о работе футбольным тренером у детей с инвалидностью

На занятия по мини-футболу к детям с синдромом Дауна 21-летний молодой педагог из МБОУ СОШ №19 Даниил Попов однажды пришел чисто из спортивного интереса. Но через три месяца молодой человек уже стал главным тренером младшей группы.

На занятия по мини-футболу к детям с синдромом Дауна 21-летний молодой педагог из МБОУ СОШ № 19 Даниил Попов однажды пришел чисто из спортивного интереса. Но через три месяца молодой человек уже стал главным тренером младшей группы.

Накануне Дня физкультурника, который отмечается в этом году 14 августа, «Горком36» расспросил Даниила Попова о том, как он выбрал для себя, казалось бы, не очень популярную профессию, о его спортивном прошлом и уже солидном педстаже.

Всю жизнь – в спорте

– В адаптивном спорте наблюдается острый дефицит профессиональных кадров. Почему вы решили работать с детьми, имеющими ограниченные возможности?

– Параллельно с работой в школе я получаю профессию педагога физической культуры в колледже Воронежского института физкультуры и в качестве направления подготовки выбрал как раз «Адаптивную физкультуру». В нашем учебном чате куратор курса Анастасия Санникова как-то выложила сообщение о том, что в НКО «АдаптСпорт», в которой занимаются дети с синдромом Дауна, требуется второй тренер по мини-футболу. Я подумал, что как раз мне это интересно, и отозвался.

В «АдаптСпорте» мне устроили тестовую тренировку, посмотрели, как я взаимодействую с детьми, что сам умею. Я очень благодарен директору колледжа Елене Корякиной и куратору за то, что они берут во внимание не только школьные вакансии. Любовь Волкова, руководитель НКО, почти сразу сказала, что я им подхожу. И вот я тут: три месяца тренировал взрослую команду как второй тренер, а теперь возглавил младшую группу по мини-футболу.

– Сейчас дети удивляют уже в начальной школе, говоря, что хотят стать банкирами, топ-менеджерами. А вы стали учителем физической культуры…

– Я с семи лет занимался футболом. Сначала играл в «Олимпике» в Новой Усмани, в седьмом классе перевелся в Воронеж, в общеобразовательную школу № 73, где каждый день у меня были тренировки. Так было четыре года подряд. Мы с командой представляли регион на областных и всероссийских соревнованиях, становились призерами.

В итоге я в спорте уже 15 лет. Когда встал выбор, куда пойти учиться, родители предлагали: «А давай-ка на стоматолога». Я сразу отмел эти предложения, четко понимая, что пойду в педагогику. Мне это ближе. Хотя тренер и учитель – не одно и то же, но это профессии, друг друга дополняющие. Когда пришел в школу, опыт мой равнялся нулю, его надо было нарабатывать, наращивать, как мышцы. Помимо уроков, я собрал детей и стал с ними дополнительно заниматься футболом: и им интересно, и мне. И я получил опыт, благодаря которому смог работать в непростой группе «АдаптСпорта».

«Эти дети добрее»

– У вас есть собственные педагогические методики? В чем разница в тренировочном процессе нормотипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья?

– Если говорить о методиках преподавания, то их великое множество. Я много читал, уже более-менее разбираюсь, что и как надо делать. Авторских методик пока нет, я только накапливаю опыт.

В чем разница? Дети с ОВЗ сразу воспринимают тебя как педагога, взрослого человека, наставника. Они стараются повторять все, что ты им показываешь, они всегда внимательно слушают. Здесь дети добрее. В общеобразовательной школе ребята более трудные в плане характера. К примеру, ко мне на дополнительные занятия приходил один школьник, который считал, что он во всем лучший, поэтому игнорировал мои просьбы и делал все по-своему. Я сказал ему прямым текстом: «Либо ты делаешь, как говорю, либо мы расстаемся». Он выбрал второй вариант.

Тренировки, которые я провожу для детей с синдромом Дауна, мне очень помогают при работе в школе. Здесь я набираюсь терпения, повышаю уровень самоконтроля. Здесь крик не может стать инструментом для установления контакта, поэтому ты больше говоришь и больше показываешь, мы взаимодействуем через диалог. В школе же я могу позволить себе поругать учеников, повысить на них голос…

В остром дефиците

– В начале лета стало известно, что ребята из «АдаптСпорта» стали претендентами в сборную России по адаптивному футболу, и это большой шаг в развитии этого спорта. Чего еще не хватает адаптивным спортивным практикам?

– Я бы сказал, что детям с ОВЗ не хватает тренировок. Вот что главное. А это напрямую зависит от кадрового потенциала в этой сфере, но пока у нас недостаточно педагогов и тренеров, которые могут работать со сложными детьми.

– Можете сказать, что вы – строгий тренер?

– Нет. Но я буду добиваться, чтобы ребенок правильно выполнил упражнение хотя бы один раз. Пока не сделает, я не отстану. Некоторые могут начать психовать, потому что сталкиваются, по сути, с неудачей, и тут тоже важно просто поговорить. Спрашиваешь: «Что случилось?» Разбираемся, снова показываешь, как упражнение правильно выполняется – и достигаем результата.

С нового учебного года я еще возьму классное руководство в пятом классе, и мне не страшно. Страх для меня – равно неуверенность. Спортсмены, которые достигают результатов, должны быть уверены в своих силах. Точно знаю, что это будет для меня интересный опыт, надо же пробовать что-то новое.

Беседовала Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото Алисы Ермаковой

В тему

Даниил Попов стал главным тренером младшей группы по мини-футболу для детей с ОВЗ накануне Дня физкультурника. Набор в группу еще открыт. В нее могут записаться дети от 6 до 12 лет. Тренировки проходят на базе спорткомплекса «Шелковый путь» в районе остановки «Общежитие». Все желающие могут записаться по тел.
+7 (952) 953-55-00.

Кстати

История Дня физкультурника началась с постановления Совета народных комиссаров СССР, принятого летом 1939 года, об учреждении Всесоюзного дня физкультурника. Но праздник получил широкое распространение еще в первые десятилетия Советской власти, в 1920–1930-х годах, когда был внедрен лозунг, взятый у Ювенала: «В здоровом теле – здоровый дух!» Спортсмены стали одними из наиболее популярных людей в стране. Ни одна праздничная демонстрация не проходила без участия гимнастов, футболистов и других представителей спорта. В университетах и институтах начали открываться физкультурные факультеты, а позднее целые учебные заведения готовили будущих физкультурников. Традиционно отмечался праздник спортивными состязаниями.

Если говорить о сегодняшнем дне, то сейчас регулярно проводятся массовые спортивные мероприятия (необязательно приуроченные только к этой дате). В их числе – Спартакиада пенсионеров и Всероссийский день бега «Кросс нации», например. В 2014 году президент России возродил физкультурно-спортивный комплекс ГТО.