2024-11-27

Неснятое кино по сценарию Геннадия Шпаликова показали на театральной сцене в Воронеже

Особый мир киносценария, который был запущен в производство, но так и не был снят никогда постаралась отразить в спектакле «Причал» труппа московского театра «Человек». Постановку режиссера Данила Чащина показали в Воронеже в рамках Платоновского фестиваля искусств.

Особый мир киносценария, который был запущен в производство, но так и не был снят никогда, постаралась отразить в спектакле «Причал» труппа московского театра «Человек». Постановку режиссера Данила Чащина показали в Воронеже в рамках Платоновского фестиваля искусств.

История «оживает» на фоне стеллажей и черно-белых фотографий и кажется, будто не спектакль смотришь, а переворачиваешь страницы. Перед нами «выписанные» герои, которые могли бы войти в историю советского кинематографа, но которые так и не состоялись: часть сценариев Геннадия Шпаликова осталась «в столе», не получив эфирного времени. Фильм «Причал» по сценарию, который стал первой крупной работой Шпаликова, должен был снять студент ВГИКа Владимир Китайский, ушедший из жизни.

– Этот материал мне предложил режиссер Юрий Бутусов, я участник его лаборатории. В течение недели мы «разминали» образы, заложенные в сценарии, делали этюды. Я загорелся и решил дать этому материалу сценическое воплощение, причем совершенно не такое, как мы пробовали на лаборатории, – рассказывает режиссер Данил Чащин.

В инсценировке режиссер старается максимально точно следовать оригинальному тексту. Артисты признаются, что эта история могла и не сложиться, если бы не твердая убежденность Данила Чащина в обратном. Актриса Арина Постникова, исполняющая в «Причале» роль Кати, рассказывает, что, обратившись к материалу, изучив его, она поняла, что это «абсолютно ее».

– Я начала читать и поняла, что это моя роль по энергетике, по состоянию, по тому, что я могу в нее привнести. Когда мы приступили к репетициям, Даня просил нас, чтобы мы не форсировали, не наигрывали, ни в коем случае не воображали себя кем-то. Та интонация, в которой сейчас идет спектакль, это поиск – уникальная находка режиссера, основная «соль» которой в том, чтобы мы не мешали зрителю смотреть кино, – говорит Арина Постникова.

Когда готовились снимать фильм, предполагалось, что роль Кати должна сыграть Светлана Светличная, но ее кандидатуру долго не утверждали (а после в этом не оказалось необходимости, режиссер Владимир Китайский покончил жизнь самоубийством). Актриса приходила в театр «Человек» на показ спектакля и высоко оценила работу Чащина. Постановку посмотрели также первая жена Шпаликова и его друзья. По словам режиссера театральной постановки Данила Чащина, самые ценные от них отзывы свидетельствуют о том, что его попытка воссоздать неснятое кино сделана «в духе Геннадия Шпаликова».

– Театр – это коллекционер. Все лучшее, что происходит, он в себя вбирает. Это касается и музыки, и кино, и живописи, и скульптуры – всего что угодно. Я стараюсь наблюдать за всем, что происходит в мире искусства и брать это в театр. Это синтетическое пространство. Что касается кино, то я его очень люблю и смотрю много, какие-то ходы оттуда я стараюсь осмыслить и привнести в театральное поле. Я как повар, который берет какие-то ингредиенты и старается правильно их смешать, и мое блюдо может быть экспериментом, – говорит Чащин.

Готовя «Причал», он вдохновлялся сценариями Геннадия Шпаликова, фильмами времени оттепели и музыкой Микаэла Таривердиева, который должен был выступить композитором готовящегося кинофильма. Стихотворения Шпаликова также помогли нащупать нужный тон сценического высказывания, режиссер устраивал с артистами литературные вечера. Наверное, из этого могла получиться добрая советская лента, рассказывающая о времени оттепели.

Спектакль вошел в Long list премии «Золотая маска» как одно из самых заметных событий сезона 2019/20.

Фото Андрея Парфенова