В театр на языке юного зрителя решили сыграть в воронежском ТЮЗе, обратившись к искусству рассказывать истории. Взяли классику, придали ей форму сторителлинга, а потом щедро «приправили» все интерактивом. Поначалу удивит: разве можно так передать Пушкина и Гоголя?
Приходят классами
В спектакле «Выстрел» звучат песни группы «Ленинград», а в «Носе» артисты показывают друг другу фиги, рассуждая о фантасмагории случившегося. А зрители, став частью действа, то пританцовывают на своих местах, то сами примеряют на себя роли каких-либо персонажей. Классические произведения в современной интерпретации представил на сцене Воронежского театра юного зрителя режиссер Евгений Кочетков в рамках нового проекта «ВНЕ#КЛАССНО».
– Мы придумали так, что спектакли идут параллельно, и, чтобы увидеть оба, нужно будет прийти дважды. Играть работы мы будем по вторникам, в самый невыгодный для театров день. Это не лекции, а театрально-образовательный проект, представляющий собой серию спектаклей по школьной программе. Цель проекта – актуализация русской классической литературы, – рассказал Евгений Кочетков.
Задумывая проект, режиссер исходил из целевой аудитории ТЮЗа. По его словам, многолетняя практика такова, что в театр приходят классами и потом дети пишут изложения по просмотренным постановкам, потому что им читать оригиналы произведений не хочется.
– Мне кажется, что современная форма общения со зрителями меняется, поэтому захотелось поговорить с ними на языке, который они понимают. А как в 12 лет понять, что такое фантасмагория? Как понять, почему, как и зачем отделился нос от Ковалева? Мы пробуем объяснить через личные истории восприятия. Поэтому слоган проекта звучит так: «Не спрашивай, о ком написана эта повесть. Она написана о тебе», – добавил худрук театра юного зрителя.
Включить в игру
– Сторителлинг – это искусство рассказывать истории. В нем три позиции: я – человек и мое восприятие истории через мою личную, я – персонаж произведения, я – рассказчик, – говорит актер «Выстрела» Роман Лютиков.
Классику в обеих работах как будто «примеряют» на себя. Лютиков рассказывает зрителю вполне биографичную историю – о соревновательном моменте с парнем, который, как и он, занимался в подростковом возрасте танцами. Через такое сравнение пытается раскрыть юным зрителям тему первенства, ревности и даже мести. Созвучно ли Пушкину?
– Моя задача в том, чтобы было интересно читать классику, чтобы ребята ходили на спектакли по классике и в каждом произведении находили то, что им близко, – объясняет Роман Лютиков. – Но существовать в ситуации, где между тобой и зрителем нет границы, при еще таком предлагаемом обстоятельстве, что у тебя три актерские позиции, непросто. Очень большое значение имеет тут зрительный контакт, который помогает «зацепиться» для смены плана. И несмотря на то, что у меня много позиций, зрителю понятно, кто я в какой момент, потому что я веду диалог. Начинаю зрителя включать в игру, он – мой партнер, и я ему даю это понять.
– А я просто пою песни. Выражаю Пушкина через музыку, песни коллектива «Серебряная свадьба», группы «Ленинград». Выбирали ту музыку, которая будет узнаваема и через несколько лет. Играю на скрипке, ребята на гитаре и барабане. Выходит весьма атмосферно, – рассказывает актриса Алина Бачурина.
В спектакле «Нос», где заняты Никита Шершнев и Ярослав Козлов, тот же самый прием – к пониманию классики через личную историю.
И, конечно, артисты идут по четкой структуре, но она, скорее, схематична, так как импровизации в этом немало. Другое дело, что и театр сторителлинга – театр отнюдь не психологический, а игровой. И со сменой позиций актеры справляются, им удается держать внимание. Но вот столь плотное вторжение в художественный текст не всеми воспринимается однозначно. Впрочем, эксперименты в театре – дело нужное.
На очереди у «ВНЕ#КЛАССНО» – Лермонтов, Достоевский и Салтыков-Щедрин.
Ирина ЛАЗАРЕВА
Фото Алисы Ермаковой
ПОД ТЕКСТ
На большой сцене для самых маленьких
Воронежский театр кукол «Шут» выпустит два детских спектакля до конца года. Премьеры пройдут в начале ноября и в начале декабря. Оба спектакля рассчитаны на детей от четырех лет. Всего же в новом, 97-м театральном сезоне театр кукол имени В.А. Вольховского покажет пять новых спектаклей и проведет международный фестиваль театров кукол.
До конца года театр представит два детских спектакля для большой сцены – «Золотой цыпленок» режиссера Людмилы Федоровой и «Про ежика и медвежонка» в постановке Светланы Озерской. Художественным оформлением обеих постановок займется Андрей Запорожский.
Премьера «Золотого цыпленка» назначена на 5 ноября в рамках фестиваля «Маршак». Это спектакль по одноименной сказке Владимира Орлова.
– Это спектакль о родительской любви: о ее зарождении, жажде и поиске. О том, что иногда любви может не быть вовсе или, наоборот, что можно полюбить и чужого ребенка. Смотреть его нужно непременно всей семьей, – убеждена Людмила Федорова.
В начале декабря пройдет премьера теплой зимней сказки – спектакля «Про ежика и медвежонка». В основе инсценировки несколько сказок Сергея Козлова: «Снежный цветок», «Слон», «Добрый слон», «Зимняя сказка», «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Как Ежик с Медвежонком приснились Зайцу», «Как слон ходил в гости к Ежику».
– С героями спектакля всегда можно поговорить по душам о таких важных вещах, как красота, дружба и ответственность. И этот разговор будет совсем не нравоучительным, а добрым и понятным. Ведь вести его будут за чашкой душистого чая с вареньем, – поделилась режиссер Светлана Озерская.
Фото Александра Нечаева.