С этого года выпускники лечебных и педиатрических факультетов страны начинают лечить пациентов сразу после студенческой скамьи. Интернатура – первичная подготовка выпускника медвуза под руководством опытных врачей – отменена. Также упраздняются врачебные сертификаты.
Их заменят аккредитационные листы, дающие право на самостоятельную практику. Первую свою аккредитацию выпускник медвуза теперь получает вместе с дипломом, сдав дополнительные экзамены аккредитационной комиссии. А потом он будет регулярно зарабатывать кредитно-зачетные баллы благодаря участию в различных симпозиумах, публикациям в научных журналах или проведению сложных манипуляций. Не накопится за пять лет нужного количества баллов – врач не сможет лечить. В ординатуру – углубленное образование в профильном отделении больницы для получения узкой врачебной специальности – теперь смогут пойти только лучшие из лучших. Но и они сначала должны будут отработать на участках.
Аккредитационный допуск после накопления баллов в персональном «портфолио» вроде бы предполагает непрерывное образование врача. А не так – отсидел на курсах, получил сертификат или два – и работай еще пять лет. Также он станет механизмом сдерживания выпускников, стремящихся на престижные специальности, где врачей и так в избытке. И главное – механизмом кадрового наполнения первичного звена, где врачей сейчас не хватает.
Но как это скажется на пациентах, которых теперь будут лечить вчерашние студенты, минуя интернатуру? И как отзовется на востребованных и дефицитных специалистах – например, врачах скорой помощи или сельской амбулатории, фтизиатрах? Когда им писать научные статьи или выступать на симпозиумах для «портфолио»? И – за чей счет? Даже размещение статьи в профильном журнале или «вестнике» стоит денег, говорят врачи. Не исключено, что в систему аккредитации встроятся посредники, которые займутся организацией публикаций, образовательных семинаров и других баллов. А старейшие врачи скажут: я устал от реформ, я ухожу. И уйдут не худшие.