Технологии – главная декорация
Действо разворачивается в современном Датском королевстве: декорации с использованием голограммы, экстренные выпуски новостей с участием популярных российских журналистов Дмитрия Киселева и Владимира Познера, искусно подобранное музыкальное сопровождение – все это постоянно напоминает зрителю о далеко не классической трактовке пьесы.
Режиссер спектакля Владимир Петров еще до премьеры неоднократно заявлял, что его версия может вызвать многочисленные споры. Неклассическое прочтение направлено на привлечение в театр молодежной аудитории, которая классическое произведение Уильяма Шекспира не читала (за редким исключением).
Цель эта достигается за счет «крутейших» декораций с применением мультимедийных технологий. В постановке используется светодиодная панель-трансформер, которая моментально превращает ложе Клавдия и Гертруды в массивную библиотеку, а затем – в пещеру, где появляется Призрак убитого отца Гамлета (он является в виде голограммы и говорит очень страшным голосом, не всегда внятно). Потом – в ковер, который перенасыщается кровью случайно убитого Полония, и т. д.
Любопытно, что главные происшествия в Датском королевстве освещаются на телевидении, а Клавдий изливает душу лично Владимиру Познеру.
В постановке использованы, пожалуй, все «атрибуты» XXI века. Даже информация о гибели Офелии становится достоянием телевидения после того, как «кто-то» якобы случайно снял ее смерть на телефон…
Вместо философа – рокер
Стоит сказать об игре молодого артиста, исполнившего Гамлета, – Евгения Чистякова. Актер сыграл на сцене Воронежского драмтеатра только несколько ролей – и уже получил возможность перевоплотиться в Гамлета, героя, которого годами мечтают сыграть десятки артистов, за исполнение роли которого критики часто порицают…
Философии в словах датского принца совсем немного. По режиссерской задумке Гамлет – нормальный молодой человек, который только играет в безумие, но сумасшедшим на самом деле не является. Его отец умирает, мать безрассудно влюблена в его дядю Клавдия, Офелия предает их, казалось бы, взаимную любовь… Свою внутреннюю боль Гамлет выражает как рокер – весьма молодежным способом.
О его душевном здоровье свидетельствует и исключение из постановки знаменитого монолога философа-Гамлета «Быть или не быть». Вместо этого в спектакле звучит модернизированный текст – стихотворение Геннадия Алексеева, которое читает принцу Горацио.
Гамлета в исполнении Евгения Чистякова вряд ли можно назвать гениальным. Серьезные, трагические сцены, где разум возвышается над игрой в безумие, даются ему непросто: в четко заученных репликах слышится груз волнения и возложенной ответственности. Но эти эмоции магическим образом исчезают в моменты исполнения «неврастенических припадков». Актеру не хватает уверенности, например, той, с которой играет Юрий Смышников (исполняет роль Клавдия), и четкости дикции, как у любого старожила академического театра им. Кольцова – Светланы Поваляевой (роль Гертруды), Александра Смольянинова (роль Полония) и других.
Тем не менее Евгений Чистяков обладает какой-то нетривиальной самобытностью, привлекательной простотой и по-хорошему творческим авантюризмом. А уверенность в себе – приложится ко всему этому с опытом.
Ирина ЛАЗАРЕВА
Фото Воронежского драмтеатра и регионального департамента культуры и сайта «Культура ВРН»
В тему
Новый сезон в воронежских театрах начался с ярких премьер. Театр оперы и балета представил театрализованное действо, поставленное по мотивам комедии Бомарше «Женитьба Фигаро». Воронежский Камерный театр показывает знаменитую драму Островского «Гроза» и уникальный спектакль «Каренин», в котором иначе показана личность обманутого мужа Анны Карениной. Театр юного зрителя открыл сезон лирической комедией Еремина «Чудики» по рассказам Шукшина, а Театр кукол «Шут» – сразу двумя премьерами: постановкой «Дракон и Золотая Черепаха» по мотивам китайской сказки и спектаклем «Зайка и Бычок» по произведениям Агнии Барто.