2024-11-20

Небо. Девушка. Самолет: о спортивной авиации, возможности и желании летать

Над заголовком этой статьи автор и не думал вовсе – пришло само. Когда в бездонном небе воздушным судном управляет девушка, более точно, чем словами из прекрасного романтического фильма, и не скажешь. Знакомьтесь – Екатерина Алексеева, единственная в Воронеже женщина-пилот спортивного самолета.
Над заголовком этой статьи автор и не думал вовсе – пришло само. Когда в бездонном небе воздушным судном управляет девушка, более точно, чем словами из прекрасного романтического фильма, и не скажешь. Знакомьтесь – Екатерина Алексеева, единственная в Воронеже женщина-пилот спортивного самолета.

Катя учится в Московском колледже автоматизации и информационных технологий № 20 на факультете фотографии. Чтобы не прерывать тренировок, решила выбрать заочное обучение. И всегда берет с собой в небо фотокамеру, снимая с высоты птичьего полета и даже выше.

С ПЛАНЕРА

– Катя, в таком интервью, как наше, всегда задается один и тот же банальный вопрос – с чего все началось?

– Как бы столь же банально ни звучал мой ответ – я всегда хотела летать. И тут узнала, что можно прийти в авиационно-технический спортивный клуб «Сапсан» ДОСААФ России и научиться летать. Мне хотелось летать на спортивных самолетах, но тогда в клубе такой техники для обучения не было, и я начала с планеров, о чем на самом деле ничуть не жалею.

– Сколько тебе было лет, когда впервые поднялась в воздух?

– Мне было 18, но в клубе есть ребята и младше – с инструктором на планере разрешается подниматься с 14 лет. Для полетов на планере вообще нет возрастных ограничений – у нас летают даже пилоты, которым далеко за 70.

– Что такое планер? Чем он отличается от самолета?

– Если в двух словах, то планер – это самолет без мотора. Он сконструирован так, чтобы максимально долго планировать в воздухе, используя для парения воздушные потоки. Планер поднимает в воздух на тросе самолет-буксировщик, а потом отпускает в «свободное плавание». На самом деле парить в воздухе можно невероятно долго – все зависит от мастерства пилота.

– Это опасно? Разве не полетит носом вниз самолет без двигателя при малейшем дуновении ветерка?

– Но ведь не полетит же носом вниз бумажный самолетик, если он правильно собран и правильно запущен? Планеризм считается самым безопасным из авиационных видов спорта. Нахождение в воздухе – управляемый процесс. Ко всему прочему, у планериста за плечами всегда есть парашют.

ЕДИНСТВЕННАЯ ТАКАЯ

– На планерах в Воронежской области летают многие девушки, а вот на спортивном оказалась ты одна. Как это произошло?

– Примерно после года моих занятий на планере в клубе появился самолет Як-52. И, признаться, я оказалась единственной, кто захотел на нем научиться летать. Для меня же это была мечта, из-за которой я пришла в авиационный клуб.

Я ни разу не пожалела, что начала полеты с планеров, и мне было гораздо легче осва­ивать спортивный самолет. Если сразу учиться летать на самолете, это гораздо сложнее.

Мне очень повезло с инструктором – меня обучает абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу на Як-52 Антон Беркутов. С таким человеком невозможно плохо летать.

DSC_5627.1.jpg

– Что значит самолетный спорт?

– Это обычный спорт, но в качестве «снаряда» используется самолет. Когда начинаешь учиться, то первые фигуры, которые необходимо выполнять, – это штопор и петля. Особенно важен штопор – при отказе двигателя умение вый­ти из него позволит пилоту безопасно посадить самолет.

7D0A4986Б.jpg

После года полетов я смогла участвовать в открытых соревнованиях Московской области в третьей лиге и заняла первое место. Через год участвовала в аналогичных соревнованиях в Беларуси уже во второй лиге, где также победила. Сейчас готовлюсь к выступлению в первой лиге.

ОСТАТЬСЯ ИНСТРУКТОРОМ

– Скажи, тебе никогда не хотелось сделать полеты своей специальностью? В смысле, стать пилотом гражданского самолета?

– Если честно, то мне больше нравится заниматься в аэроклубе, может быть, в будущем стану работать там в качестве инструктора. 

– Катя, а как знакомые парни относятся к тому, что ты – летчица?

– Удивляются сначала очень, а потом радуются за меня и мои достижения, поддерживают. Никогда я не слышала ничего из того, что, типа, я женщина – и не мое это дело…

– А родители? Переживают, наверное, когда ты в небе?

– Конечно, переживают. Но они всегда были на моей стороне в моих увлечениях.

– Катя, аэродром находится достаточно далеко от столицы Черноземья. Часто ли удается тренироваться?

– Я стараюсь тренироваться каждый день. По современным меркам аэродром в Липецкой области в городе Усмани – не такое уж и далекое расстояние, всего час на электричке, а на автомобиле и того меньше. Кто-то приезжает полетать только на выходные. Но, поверьте, даже одного дня бывает достаточно, чтобы неделю жить ожиданием следующего полета.

– Девушка и самолет – это нормально?

– Для меня – да. По-другому свою жизнь уже не представляю.

Беседовала Наталия ОСАДЧАЯ

Фото из архива Е. Алексеевой

КСТАТИ

Як-52 – двухместный спортивно-тренировочный самолет, разработанный специалистами ОКБ им. Яковлева в конце 70-х годов. В Советском Союзе Як-52 был самым лучшим и одним из наиболее массовых самолетов своего класса. Эта прекрасная машина до сих пор находится в эксплуатации, причем не только в России, но и за рубежом.

к кстати.jpg