2025-01-12

Не уйдешь из сети: бонусные карты в магазинах Воронежа – обман покупателей или выгодная сделка?

Каждый человек, который ходит в крупные магазины, уже наверняка столкнулся с последним трендом в мире маркетинга продаж – бонусными картами.
Каждый человек, который ходит в крупные магазины, уже наверняка столкнулся с последним трендом в мире маркетинга продаж – бонусными картами. Сегодня они появляются не только у торговых сетей, но и даже у отдельных торговых точек. Их выгода для владельцев магазинов уже давно протестирована и доказана. Но есть ли от них польза покупателям – и какая? «Горком36» разбирается в этом вопросе.

Как сделать скидку

Бонусные карты в мире торговли плавно сменяют карты дисконтные, которые традиционно дают фиксированную скидку за каждую покупку. Они просты и понятны для покупателей, но, как показали маркетинговые исследования, не позволяют в достаточной мере стимулировать потребителя к приобретению товаров и сделать его лояльным к бренду. Бонусные карты в этом смысле для бизнеса удобнее.

Принцип работы у них на первый взгляд простой. Владелец карты совершает покупку, а магазин ему начисляет на карту определенное количество бонусов, которые можно потратить при следующей покупке. Но дальше в силу вступает огромное количество условий – бонусами можно оплатить лишь часть покупки, они имеют определенный срок жизни, ими нельзя оплатить ряд товаров и так далее – в зависимости от правил конкретной торговой точки или сети.

Бонусные карты позволяют не только делать скидки постоянным покупателям, но всячески на них воздействовать – стимулировать спрос, продвигать нужные товары, получать «бесплатные контакты» для рекламы. Покупателям в этом случае отводится роль безмолвных рыб, которых пытаются заманить в сети. Но при этом – если подходить к делу грамотно – рядовой потребитель с помощью бонусных карт вполне может получать выгоду.

Чего опасаться

Потребителю бонусные карты могут принести четыре серьезные проблемы.

• Иллюзия низкой цены. Магазины обычно в рекламе указывают броские заголовки, например «Вернем 50% стоимости на бонусную карту». При этом условия магазина могут быть таковы, что бонусами разрешается оплатить только 10% следующей покупки. Покупатель думает, что у него скидка в 50%, а на самом деле выгода всего 10%.

• Ненужные покупки. Магазину выгодно, чтобы клиенты совершали покупки с определенной периодичностью, поэтому бонусные баллы обычно имеют свой срок жизни. Магазины не упустят возможности напомнить, что бонус пропадает и нужно его срочно «отоварить». Расчет делается на то, что владелец карты испугается потерять «свои» бонусы и купит вещь, которая ему не очень-то и нужна.

• Отказ от выбора. Выдавая бонусные карты, магазины рассчитывают, что их владельцы станут постоянными посетителями, причем будут покупать не только регулярно, но и по обычным ценам магазина. Проверено, что многие покупатели, имеющие карту какого-либо магазина, даже не пытаются изучать рынок и сравнивать цены, полагая, что раз у них есть бонусы, то здесь покупка в любом случае окажется дешевле. На самом деле это далеко не всегда так – порой у конкурента можно приобрести товар по более низкой цене без всяких скидок.

• Навязчивый сервис. При регистрации карты магазин обязательно запишет номер телефона и адрес электронной почты – и получит отличный канал для распространения рекламы. И будет не только напоминать про срок истечения баллов, но и рассказывать о новых товарах и акциях. Иногда такие сообщения полезны, но гораздо чаще раздражают, особенно если карт много. А еще бывают случаи, когда магазины базу клиентов продают, но это ситуация уж совсем за гранью.

В чем выгода

Нетрудно заметить, что все «проблемы» бонусных карт – психологические и построены на страхах и модели поведения среднестатистического человека. Чтобы бонусная карта из раздражающего фактора превратилась в способ экономить, достаточно понять, как она работает, и обратить все минусы в плюсы.

Отказываться от бонусных карт в магазинах не нужно – они все-таки позволяют получать товары и услуги дешевле, но при этом не нужно считать баллы на бонусном счету «своими» деньгами. Если так совпадет, что нужно будет опять что-то купить в этом магазине, тут-то баллы и станут приятной скидкой, а если нет  то нет, не нужно из-за них переживать. Покупать что-то из-за баллов – себе дороже. В крайнем случае поделитесь картой с друзьями или коллегами, вдруг кто-то запланировал покупку в этом магазине – ему будет скидка, а вам плюсик в «карму».

Мониторить и сравнивать цены нужно всегда, даже если в магазине, в котором у вас заведена бонусная карта, товар стоит недорого – не факт, что вы сможете получить скидку с этой суммы. Для привлечения внимания торговые сети могут цену снизить, но в то же время запретить расплачиваться за покупку бонусами. Это нужно проверять.

С рекламным спамом решить вопрос нетрудно. Достаточно просто заявить о своем нежелании получать СМС и электронные письма – позвонить или написать в организацию, которая их рассылает. На яростных спамеров таким способом, конечно, не повлияешь, но серьезный магазин не будет рисковать штрафом и просто отпишет вас от рассылки.

Подготовил Александр НЕЧАЕВ

Кстати

Обычно бонусные карты совпадают размером с визитными картами, поэтому их удобно хранить в визитницах. Так они и не потеряются, и будут постоянно под рукой, и не попадутся лишний раз на глаза, провоцируя на «необязательную» покупку.

В тему

Как сэкономить на бензине

Пару недель назад компания «Яндекс» объявила акцию – кешбэк 10% за заправку автомобиля через приложение «Яндекс. Заправки». Предложение щедрое, и мы не могли не протестировать сервис, чтобы рассказать о нем читателям. Предупреждаем сразу: это не реклама, мы делимся с читателями способом немного сэкономить на бензине.

К заправкам.jpg

Приложение «Яндекс. Заправки» было запущено в ноябре 2017 года, оно позволяет оплатить топливо через телефон, не выходя из машины. Пользоваться им только ради этого нам показалось нецелесообразным, но предлагаемый сейчас кешбэк в 10% в корне меняет дело.

Как это работает? Нужно скачать «Яндекс. Заправки» на телефон, это бесплатно. На карте выбрать заправку, которая работает с системой. Подъехав к нужной колонке, выбрать в приложении ее номер, тип топлива, объем или сумму, на которую нужно заправиться, и заплатить с помощью карты. Кешбэк от «Яндекса» должен прийти через 2-3 дня. А если у вас карта с кешбэком на топливо, то от банка вы получите дополнительный возврат.

По условиям акции максимально каждый участник может вернуть 4000 руб. за весь срок проведения (до 18 июля), то есть заправиться за это время на 40 000 руб., но есть один нюанс – кешбэк «Яндекс» будет выплачивать только до того момента, пока не закончится призовой фонд акции в 20 млн руб. На несколько месяцев должно хватить, почему бы не воспользоваться шансом сэкономить?