Целых два исследования, посвященных бизнесу, провел сервис «Авито» — и Воронеж показал результаты, удивившие даже местных экспертов.
Итоги первого замера показали: российские предприниматели массово продают свои компании. В апреле-июне 2019 года количество объявлений о продаже бизнеса под ключ в сравнении со вторым кварталом прошлого года выросло на 27%.
Средняя стоимость готового бизнеса, выставленного на продажу на «Авито», наоборот, сократилась за последний год на 8%, подсчитали аналитики сервиса. Согласно их подсчетам, компанию под ключ можно купить сейчас на «Авито» в среднем за 3,05 млн руб.
Спад, свидетельствующий о затухании деловой активности, поразил большинство крупных городов России. Приятным исключением являются несколько мегаполисов, в том числе Воронеж, где при стабильных показателях предложения бизнес готовы купить на 37% дороже прошлогоднего. Даже такие бизнес-лидеры, как Тольятти и Казань, на несколько процентов уступают столице Черноземья. А в Санкт-Петербурге и Тюмени цена готового бизнеса упала в среднем на 25%, в Саратове — на 24%, в Екатеринбурге и Ульяновске — на 23%.
Трудно объяснить наш отрыв чем-либо иным, кроме улучшающихся условий ведения бизнеса, в первую очередь — малого и среднего. Хотя опросы Воронежской ТПП свидетельствуют о пессимистических настроениях наших предпринимателей, но те же исследования говорят о снижении административного давления и росте доступности коммерческих кредитов. Вот в такое парадоксальное время живет наш бизнес.
Что же продается в Воронеже, например, на площадке того же «Авито»? В разделе наиболее актуальных объявлений – ресторан, турагентство, магазин одежды, ООО "всего на свете" – всего 360 предложений. Самым неожиданным является «Художественная школа», а самым массовым «Магазин разливного пива». Промпроизводства нет в принципе.
Зато предложения в сфере сельского хозяйства – самые дорогие, средняя их стоимость — 12,54 млн рублей.
И, возможно, в этом — разгадка нашего «прорыва». Сельхозбизнес в наших краях в последние годы демонстрирует стабильную прибыльность, а чернозем становится все более привлекательным активом – особенно после того, как корпорации скупили «контрольный пакет» черноземных полей.