2024-12-12

Не дайте себя обмануть: дистанционные мошенники становятся все более изобретательными

Не дайте себя обмануть: дистанционные мошенники становятся все более изобретательными
Жертвами дистанционных аферистов становятся люди любого возраста и любого социального статуса. Редко бывает день, когда в сводках воронежской полиции нет упоминаний об открытии очередного уголовного дела по факту мошенничества. Телефонные злодеи вводят своих собеседников в состояние стресса, запугивают, а затем манипулируют ими.

«Вы финансируете экстремистов…»

Одним из самых распространенных методов запугивания стали сообщения гражданам от лжесиловиков о том, что их деньги не просто были похищены со счета, но и пошли на финансирование экстремистов или были отправлены в недружественное государство. А уж если такое сообщение человек получает еще и от коллег, растерянность и страх берут верх над благоразумием.

Так, в конце ноября в дежурную часть отдела полиции №5 по городу Воронежу обратилась 31-летняя специалист судебного делопроизводства. Женщина рассказала, что в мессенджере она получила сообщение с аккаунта, якобы принадлежащего ее бывшему руководителю. В сообщении говорилось, что с банковского счета заявительницы осуществлен денежный перевод в недружественное государство, в связи с чем необходимо обезопасить сбережения. Затем женщине позвонил лжеследователь и дал ряд указаний по «защите» денежных средств: потерпевшей необходимо было отправиться в отделение банка, оформить на свое имя кредитный договор, получить в кассе деньги, после чего проследовать в пункт обмена и перевести средства на номер электронного кошелька. На следующий день ситуация повторилась, потерпевшая оформила еще один кредитный договор и перевела полученные деньги на электронный кошелек. За несколько дней общения со «следователем» женщина лишилась 930 тыс. руб.

Позвонили из «Горэнерго»

Еще один способ мошенничества, получивший широкое распространение, когда аферисты представляются сотрудниками поставщиков энергии.

В конце ноября в дежурную часть отдела полиции №6 обратилась 61-летняя оператор воронежского производственного предприятия. Как следует из заявления, женщине на мобильный телефон позвонил мужчина, представившийся сотрудником «Горэнерго», и сообщил о необходимости срочной замены электросчетчика в ее квартире. Он пояснил, что требуется забронировать место в электронной очереди для выезда специалиста, после чего попросил продиктовать четырехзначный код из СМС-сообщения. Женщина назвала полученные данные, после чего разговор прекратился.

Затем ей позвонил якобы сотрудник силового ведомства и сообщил, что некие лица получили доступ к ее банковской карте и пытаются вывести деньги со счета. Для предотвращения противоправных действий собеседник рекомендовал следовать указаниям финансового работника, который вскоре вышел на связь. Лжесотрудник банка заявил, что «защитить» денежные средства можно, если перевести их на специально созданный счет. Когда заявительница сняла с банковской карты имеющиеся накопления, «доброжелатель» сообщил, что якобы на ее имя мошенники оформили кредитную заявку на 800 тыс. руб. и нужно срочно перебить их заявку. Женщина, следуя рекомендациям, оформила кредитные договоры, после чего личные сбережения и полученные кредитные средства перевела на предоставленные ей реквизиты «безопасного счета». Вернувшись домой, она рассказала о произошедшем дочери, которая посоветовала незамедлительно обратиться за помощью в полицию. Ущерб, причиненный потерпевшей, составил 1 млн 845 тыс. руб.

Автомобиль через интернет

Гражданам стоит обратить внимание и на такой процветающий вид мошенничества, как обман при покупке автомобилей через интернет.

Несколько дней назад в отделение полиции №4 Воронежа поступило заявление от 59-летнего местного жителя – работника социальной сферы.

Мужчина сообщил, что нынешним летом он решил приобрести автомобиль марки «Субару». Для этого начал искать в сети Интернет подходящие предложения. Он нашел сайт компании, которая занимается продажей иномарок. Автолюбитель оставил заявку, и вскоре через мессенджер «Ватсап» с ним связался якобы сотрудник автосалона. Они обговорили условия сделки и пришли к согласию. Менеджер объяснил, что автомобиль сейчас находится за рубежом, будет перемещен по территории Европы, а затем прибудет в Россию. Собеседник оставил воронежцу реквизиты семи банковских карт, на которые необходимо было перевести оплату за автомобиль. Потерпевшего смутила необходимость перевода денег на карты семи физических лиц, но менеджер успокоил его, объяснив, что такая мера позволит избежать лишних налоговых выплат.

Заявитель полагал, что сделка проходит успешно – ранее он уже имел опыт подобной покупки, которая прошла удачно. Он получал фотографии автомобиля, менеджер всегда оставался на связи и сообщал о передвижении транспортного средства. Тем не менее после перевода денежных средств на представленные реквизиты на сумму 7,6 млн руб. менеджер автосалона перестал выходить на связь. Так и не дождавшись своего автомобиля, воронежец решил обратиться в полицию.

Новые способы

Банк ВТБ выявил схему, нацеленную на жертв, которые уже пострадали от мошенников. Аферисты представляются сотрудниками госорганов и убеждают своих жертв, что потерянные деньги можно вернуть, но необходимо внести предоплату.

«Вестник Киберполиции России» рассказал, что мошенники отправляют пользователю мессенджера Telegram вредоносный файл под видом фотографии. «Привет, это ты на фото?» – пишут аферисты. На самом деле высылается не фото, а вредоносный файл с расширением APK, в названии которого есть слово «фото». Активизировав файл, пользователь дает мошенникам доступ к своему устройству: фотографиям, чатам и – деньгам.

Еще аферисты рассылают открытки с расширением gift, которые загружают в телефоны вредоносный код, собирающий персональные данные, сообщили в «Народном фронте». Код активизируется на гаджете при нажатии на изображение.

Также мошенники могут звонить от лица силовых или надзорных органов, пишут РИА «Новости», ссылаясь на налогового юриста Александра Хаминского. Потенциальную жертву просят перейти на якобы защищенный канал связи – в мессенджер. На аватаре у звонящих обычно стоит логотип Федеральной налоговой службы (ФНС) или портала госуслуг.

Затем злоумышленники рассказывают гражданину о наличии якобы незадекларированных средств и угрожают конфискацией денег в доход государства. Чтобы закрыть задолженность, деньги предлагают перевести на специальный счет по высланному QR-коду.

И, конечно же, мошенники не смогли пройти мимо такого события, как подготовка к Новому году. Под видом продажи дешевой красной или черной икры гражданина заманивают на фальшивые сайты и аккаунты в соцсетях или мессенджерах, подражая настоящим компаниям или магазинам. Покупатель вводит свои персональные данные, банковские реквизиты, которые затем попадают к злоумышленникам. Таким образом преступники могут получить доступ к онлайн-банку и украсть денежные средства.