Психологи также выезжают в школы и занимаются профилактикой буллинга. А если школьная травля уже имеет место быть, помогают ее пресечь, оказывают помощь жертвам буллинга и работают с агрессорами. Чем опасна школьная травля, мы обсудили с кризисным и клиническим психологом, руководителем мобильной антикризисной бригады Любовью ШАХОВОЙ.
Тревожные звоночки
– Любовь Витальевна, ваша команда занимается профилактикой буллинга. Школьная травля была и в советских школах (достаточно вспомнить фильм «Чучело»). В чем отличия современного буллинга?
– Да, школьная травля была и в 1980-е, и в 1990-е годы. Но она не имела такой жестокости и агрессии, как сейчас. Травля – это групповое психологическое и физическое насилие над одним ребенком. Последствиями буллинга может стать невроз, неврастения, психосоматические проявления (болит голова, живот, может быть тошнота, неожиданно поднимается давление).
Кроме того, у ребенка формируется склонность к самоуничижению. Он осознает себя как человек, который недостоин учиться в классе – внутри этого сообщества. В этом случае он становится изгоем, замыкается в себе. А в таком состоянии у него формируются депрессивные мысли. Часто в состоянии травли ребенок начинает наносить себе самоповреждения.
– В каком классе начинает проявляться буллинг?
– В начальной школе – с 1 по 4 классы. Когда дети приходят в школу, они начинают «отзеркаливать» отношения в своей семье. Есть дети, которые воспитываются в дисфункциональных семьях, где, к примеру, отец бьет и оскорбляет мать ребенка. Ребенок впитывает это как модель поведения. Он приходит в класс и начинает транслировать ее другим детям – показывает свою силу.
Стать жертвой травли может любой ребенок. К агрессору присоединяются другие дети – наблюдатели. Задача классного руководителя – пресечь травлю.
А в предподростковом и подростковом возрасте агрессия в буллинге резко возрастает. Буллер может избить ребенка-жертву, испортить ему одежду, распространять о нем оскорбительные ложные слухи.
Примкнувшие к нему одноклассники помогают ему. Они могут тайком сфотографировать ребенка, снять его на видео – например, когда он переодевается в раздевалке. Фото и видео потом распространяют в мессенджерах, где ребенка оскорбляют и унижают. Это уже кибербуллинг. Все эти фотографии и переписки родителям нужно сохранять в качестве доказательств.
Если не пресечь буллинг, не помочь ребенку-жертве, у него будут накапливаться негативные эмоции. А дальше произойдет взрыв. Это может привести к попытке суицида, депрессии и скулшутингу. Во взрослом возрасте поведение ребенка станет девиантным, агрессивным.
– Как родителям понять, что их ребенок стал жертвой травли?
– Им стоит насторожиться, если ребенок не общается с одноклассниками, если у него нет желания идти в школу или у него снижается успеваемость. Среди тревожных звоночков – ребенок все время в плохом настроении, он встревожен и замыкается в себе.
Среди признаков травли – порванная одежда ребенка и синяки на теле. Еще один сигнал буллинга – когда вы даете ребенку деньги на питание, а он приходит из школы голодным, то есть агрессор силой отнимает у него деньги либо крадет их.
Чтобы выяснить у ребенка, что случилось, спросите у него: «Как ты себя чувствуешь в школе? Что с тобой происходит?» Попросите его назвать хотя бы пять человек, с которыми он общается и дружит. На основании этого вы узнаете, кто его поддерживает.
С родительской защитой не страшно
– Как действовать родителю дальше?
– Напишите заявление на имя директора. Укажите, в какой день против ребенка были совершены насильственные эпизоды и какие. Если ребенка серьезно избили, зафиксируйте побои в травмпункте. Напишите и о кибербуллинге. Приложите доказательства – скриншоты.
Не бойтесь защищать своего ребенка. Игнорировать травлю родителям нельзя. Если ребенок видит, что его родители поддерживают его, он чувствует опору и защитные крылья, которые его поддержат. Ребенку с родительской защитой не страшно – он получает ту поддержку, которая ему нужна.
– Что происходит после того, как родитель написал заявление на имя директора?
– На основании заявления директор должен создать комиссию, в которую будут включены педагог-психолог, замдиректора по воспитательной работе и классный руководитель.
После этого в школу приглашаются инспектора по делам несовершеннолетних. Если агрессору меньше 16 лет, его семья выплатит административный штраф. Его также могут исключить из школы. А с 16 лет ему будет грозить уголовная ответственность.
После расследования буллинга в школе создается антибуллинговая хартия – это алгоритм борьбы с травлей, который прописывает педагог-психолог. В классном коллективе вводятся правила, которые необходимо выполнять. За их выполнением будет следить классный руководитель.
Кроме того, родители могут обратиться в нашу антикризисную бригаду. На основании заявления родителя мы начинаем работать с ребенком – жертвой травли, его одноклассниками, фиксируем факты травли и ее последствия. После этого даем заключение с рекомендациями школе и ее администрации.
– Что вы посоветуете ребенку, который оказался в ситуации травли?
– Не молчать о том, что происходит. Обязательно рассказать об этом родителю. Через родителей можно добиться обращения в нашу бригаду. Второй момент – если ребенка не слышит классный руководитель, он может обратиться к заместителю директора по воспитательной работе.
Главное, что нужно знать ребенку: в одиночку с травлей он не справится. Бороться за него должен родитель. Сопровождать ребенка в школе должен педагог-психолог: он должен перестраивать работу классного коллектива, включать в работу эмпатию, понимание человеческой ценности и прорабатывать конфликты.
Записаться на консультацию к психологам мобильной антикризисной бригады можно по телефону: 262-84-94.