2024-12-24

Назад, к модерну: художница из Воронежа выпустила арт-путеводитель по памятникам архитектуры

Прогуляйтесь по городу и получите новые знания – автор проекта «Архитектурные прогулки» Нелли Фролова выпустила городской арт-путеводитель по стилю модерн. В него вошли более 150 рисованных иллюстраций автора и карты с туристическими маршрутами.

Прогуляйтесь по городу и получите новые знания – автор проекта «Архитектурные прогулки» Нелли Фролова выпустила городской арт-путеводитель по стилю модерн. В него вошли более 150 рисованных иллюстраций автора и карты с туристическими маршрутами.

Внимание к деталям

Архитектурные памятники, построенные в начале ХХ века и относящиеся к одному из самых утонченных стилей, находятся в городе и области.

– В течение трех лет я мечтала о создании книги по модерну – стилю, который наиболее мне близок и интересен. Я делала зарисовки, создавала предварительные макеты и вела переговоры с издательствами. Моей идеей заинтересовался Центр духовного возрождения Черноземного края, – рассказывает Нелли Фролова. – Мне хотелось, чтобы в книгу вошли городские маршруты, потому что здесь у меня есть возможность исследовать дома, попадать за закрытые двери. Но в издательстве сказали, что это маленький объем, следовало охватить и область.

Нелли Фролова.jpgВ итоге арт-путеводитель «Архитектурная прогулка по стилю модерн» включил в себя около 30 объектов из Воронежа и 17 из области. Фролова выбрала самые яркие сооружения, представляющие стиль модерн. Помогали ей в этом архитектор Лариса Кригер, краевед Антон Позднухов, а также сотрудники краеведческих музеев на местах.

– Как-то я попала в Павловск на экскурсию по эклектике и на протяжении всей прогулки не отставала от гида с вопросом: «У вас есть модерн? Покажите мне его». В итоге мы отклонились от маршрута, чтобы посмотреть на самое яркое в Павловске здание в этом стиле. Им оказался корпус завода Меркулова. В Острогожске у меня была персональная выставка рисунков, сделанных во время «Архитектурных прогулок», сотрудники местного музея подобрали для меня маршрут, где я смогла зафиксировать не только сами здания, но и какие-то особенно интересные детали. В других районах я просила о помощи местных краеведов и сотрудников краеведческих музеев, которые присылали мне актуальные снимки памятников, и я создавала работы по фотографиям.

В стиле скетчбука

Книга выполнена в стилистике скетчбука, в ней много рисованных картинок, легкая навигация, сноски, детали, напоминающие ручные надписи, и минимум текстовой информации. Особое внимание уделено прорисовке элементов, характерных для стиля модерн – решеткам, лепнине и плитке. На некоторых страницах присутствует сравнение: было – стало.

– Если посмотреть на Дом Резниковой, от которого осталась только стена, далеко не каждый поймет, что это дом XX века, а потому и не подумает, что он представляет какую-то ценность. Я изобразила, каким дом был раньше – с подробной расстекловкой и входной группой в виде бокала или перевернутой бутылки, – говорит художница. – Или, к примеру, Дом Шведченко, где также утрачены элементы декора на входной группе. В книге я показала, как они выглядели раньше, здесь же постаралась воспроизвести образ купчихи Шведченко.

Известный «Дом с совой» Нелли Фролова обрисовала со всех сторон, демонстрируя все элементы, относящиеся к стилю модерн. В книгу вошли даже детали внутреннего декора, которые ни туристам, ни жителям Воронежа обычно не доступны: дом закрыт. Художнице удалось попасть внутрь, когда собственник показывал здание потенциальным арендаторам. Нелли Фролова даже оказалась «в плену» этого дома: собственник случайно ее закрыл.

– Я старалась иллюстрировать то, что обычно мы не видим. Хотелось показать красоту внутренних убранств, – рассказывает художница. – Мне также удалось посмотреть недоступные Дом усадьбы Глущенко на ул. Пятницкого, Дом Ивановой. А Дом Миллера мне посчастливилось посмотреть благодаря жительнице дома: она увидела, что я рисую, и предложила показать двор и красивую черную лестницу.

Прогулка, полная открытий

Нелли Фролова, давно интересующаяся историей города, при написании книги сделала для себя несколько открытий, а потому для обывателей, которые просто любят туристическую тему, будет в книге немало интересного.

– У архитектора Михаила Замятнина очень часто повторялись лица маскарон, которые он применял в своих проектах. Похожим оказалось расположение, композиция, даже сами лица. И он, кстати, использовал их даже в зданиях, выполненных в стиле неоклассицизма. Я рассмотрела похожие маскароны на доме с совой и на здании Волжско-Камского банка на ул. Плехановской. Идентичные рога изобилия можно видеть на здании того же банка и Доме Сомова, – поясняет Фролова. – В районах для меня тоже были открытия. Зачастую кажется, что там и посмотреть не на что, но это не так: есть удивительные аналоги городских памятников. К примеру, Дом Сидорова в Нижнедевицке – настоящая жемчужина, исключительный образец модерна. К сожалению, многое утрачено, я постаралась это воссоздать в рисунках. В лучших традициях модерна исполнен музей-особняк купца Полякова в Борисоглебске. В нем сохранилась старинная печь с плиткой необыкновенной красоты.

Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото Алисы Ермаковой