Областной план мероприятий по увеличению объемов строительства был на днях представлен профессиональному сообществу. Встреча разработчиков документа из департамента строительной политики Воронежской области с ключевыми игроками региона произошла на площадке воронежского Союза строителей.
Нельзя ни выполнить, ни не выполнить
«Жилье и городская среда» – пожалуй, самый критикуемый экспертами нацпроект. Какими бы ни считали эти высоколобые господа возможности строительного комплекса страны, прогнозы не выходят за объемы сдаваемого жилья в 75-78 миллионов кв. м в год. А планка, заданная нацпроектом (точнее, входящей в нацпроект федеральной программы «Жилье»), – на треть выше: 120 млн кв. м уже к 2024 году.
При этом объем ввода жилья был и остается одним из важнейших показателей, по которому будет оцениваться работа губернатора региона и органов власти. Скорее всего, весомость этого критерия даже вырастет, так как строительство назначено «драйвером» экономического роста страны, с помощью которого экономику предполагается вывести из стагнации.
Воронеж по объемам ввода жилья, в отличие от Москвы, уже вышел на «среднепроектный» уровень в 1 кв. м жилья в год, но ведь планы верстаются «от достигнутого», так что задача перед передовиками стоит даже более сложная, чем перед отстающими.
При этом прогнозы экспертов по рынку жилья не улучшаются. Динамику подкосила реформа строительства с переходом от долевки к эскроу-счетам, нарастающий дефицит земельных участков, а главное – платежеспособный спрос населения. Все, кто мог купить квартиру в качестве инструмента инвестиций, уже сделал это. А остальные ждут новых льготных программ, множить которые правительство уже не может.
Что же станет драйвером для нашего драйвера?
От соцобъектов – к инженерии
Заместитель руководителя регионального департамента стройполитики Артур Кулешов, выступая перед застройщиками региона, сказал честно:
– Нам доведен план, выполнить который мы не сможем, если будем работать так, как работаем сейчас. И чтобы выйти на те позиции, которые наметило для области руководство страны, нужен свой хорошо проработанный план и серьезные усилия.
Ключевые параметры плана прозвучали музыкой для измученных тревогами застройщиков: каждый пункт обещал игрокам какие-то преференции и субсидии.
В региональную версию документа вошли шесть основных задач, 20 основных мероприятий и 159 мероприятий. Первая задача – «обеспечение эффективного использования земель с целью массового жилищного строительства», вторая – «совершенствование механизмов господдержки строительства многоквартирного и индивидуального жилья». С другой стороны, предполагается и оказание поддержки гражданам в улучшении их жилищных условий.
Как же планируется вовлекать новые земли под жилстроительство, когда самые перспективные участки уже застроены?
Пока что работа над этим у профильных структур облправительства находится, можно сказать, в философской стадии. Специалисты бьются над списком критериев, по которым участки можно назвать неэффективно используемыми – и начать процедуру по их изъятию под нужды строительства.
– После определения критериев следует провести инвентаризацию всех земель в областном центре и муниципальных районах – в первую очередь, прилегающих к Воронежу, – сказал Артур Кулешов. – Результатом этой работы должно стать появление сводного реестра и перечня земельных участков на территории Воронежской области, которые можно вовлекать в оборот под жилищное строительство.
В Воронеже такому «изъятию» неплохо было бы подвергнуть «раздербаненные» земли под советскими предприятиями, которые вместе с разваливающимися сооружениями уродуют город и становятся небезопасными. Но до сих пор не удалось, например, ничего сделать с земельным наследием завода им. Коминтерна. И, можно не сомневаться, нынешние землевладельцы будут держаться за эти лоскуты всеми судебными правдами и неправдами. Вопрос решится нескоро.
То же можно сказать и про земли Министерства обороны, которые сегодня легко уходят с молотка, но строителям, обладающим мощнейшим лоббистским потенциалом в регионе, они практически не достаются – заходят на спекулятивный круг.
Более реальными представляются перспективы развития застроенных территорий. На проблемы работы в этом секторе застройщики, как всегда, эмоционально жаловались и просили помощи в реконструкции сетей и расселении жильцов депрессивных территорий.
Но в этот раз вице-мэр Воронежа по градостроительству Владимир Левцев смог пообещать что-то конкретное. Он сообщил о недавнем обращении региона в Минстрой по двум вопросам: увеличению плотности застройки и софинансированию инженерных сетей.
А пока, чтобы помочь строителям, мэрия договорилась с правительством области о выделении городу 35 млн бюджетных средств на разработку проекта планировки территорий. Область готова помочь областному центру и в строительстве внешних сетей: вероятнее всего, уже со следующего года на это будут выделены соответствующие субсидии.
Это принципиальные решения. Их застройщики ждали давно. Но тревожит, что эффект от них – в виде дополнительных квадратных метров – может запоздать, тогда как год 2024-й запаздывать не будет.