По заповедным улочкам Воронежа прогулялись вместе с историком Владимиром Размустовым и краеведом Ириной Лысиковой 40 художников-профессионалов и любителей, запечатлев самые роскошные его места в быстрых зарисовках. Выставка работ по следам первого пленэра «Заповедный Воронеж» представлена в Книжном клубе «Петровский».
Его главным организатором выступила журналист Ольга Гнездилова. Впечатленная красотой мест, расположившихся за главным корпусом ВГУ, она задалась вопросом – как изменится эта историческая часть Воронежа через десятилетия, а главное – что сохранится?
– Меня очень впечатляло это место за ВГУ – как будто попадаешь в историческое пространство, непохожее на весь остальной город. Подумала, а почему бы не собрать художников, чтобы всю эту красоту зарисовать. Кто знает, как это будет выглядеть через 50 или 100 лет? – рассказала Ольга Гнездилова.
На первый художественный пленэр с экскурсией – Ольга заручилась поддержкой историка Владимира Размустова и краеведа Ирины Лысиковой – пришли около 40 человек, чуть больше двадцати из них принесли работы для итоговой выставки. На картинах величественно возвышаются Спасская и Ильинская церковь, уютные улочки города заманивают на прогулку, даже запах дождливого лета, кажется, некоторые из работ передают.
Каждая картина, представленная здесь, уникальна – и неважно, кто ее рисовал: профессионал или любитель. Всем участникам пленэра удалось показать главное – любовь к Воронежу.
О своих работах и впечатлениях рассказали участники.
Кристина Голубева, автор трех работ:
– Для пленэра я подготовила маленький формат картона, потому что мне хотелось передать камерность этих мест, их тишину. Во время прогулки я набирала материал, открывала для себя неожиданные ракурсы и в завершении делала подмалевки. В мастерской – доработала по фотоматериалам, стараясь сохранить ту атмосферу, которую удалось изначально поймать. Получилось три картины – церковь, Севастьяновский съезд и улица Шевченко.
Коля Копаев, 6 лет, самый юный участник пленэра, автор работы «Спасский храм»:
– Я рисовал Спасский храм. Мама купила светящийся порошок, и мы использовали его. У меня картина с сюрпризом. В темноте купала и небо светятся. А еще я использовал салфетку, чтобы сделать узоры на синем небе. Рисовать меня учила мама.
Лилия Копаева, мама Коли:
– Пока Коле трудно делать академические рисунки. Оттенки, перспектива – ему это все непонятно, поэтому мы используем разные предметы в рисовании. Например, крышу храма Коля рисовал при помощи домино. Окунал его в краску и делал отпечатки. А про эту местность он и сам немало знает, бабушка живет неподалеку, он и на пленэре делился с участниками своими знаниями.
Марк Михайловский, автор работы «Тихое. Уходящее»:
– Два экскурсовода водили нас по закоулкам Воронежа, и вот мы набрели на старое здание – уже без номеров, но с живущими в нем людьми. Это корпуса странноприимного дома на Нарвской. Я увидел в этом сюжет по мотивам сказок Андерсена. Запало. Поэтому назвал «Тихое. Уходящее». Таких мест осталось очень мало, они как связующее звено прошлого с настоящим. И в этом особая прелесть.
Анастасия Голубцова, автор работы «Ильинская церковь»:
– Нам очень хотелось поучаствовать в пленэре, но время было неподходящим. Мы – группа из восьми человек, пошли на день раньше, чем было запланировано событие. В тот день были плохие погодные условия, поэтому можно видеть, что наши работы серые – на них ветер и дождь, в то время как работы других более солнечные. Изображали все в основном одно и то же, просто потому что выбрали одну площадку на всех, где можно было спрятаться от ветра. Приятно, что узнав о нашей инициативе, организаторы-экскурсоводы присоединились к нам, тоже провели для нас познавательную лекцию. Организация подобных пленэров – очень важное мероприятие для художников, особенно для новичков. Это площадка для общения и обмена опытом. Только хочется, чтобы в таких пленэрах участвовали и художники старой школы, члены Союза художников.
На открытии выставки руководитель галереи «Арт-коллекция» Виктория Яковлева выбрала счастливчиков – художников, которых пригласила к сотрудничеству. Ими оказались Кристина и Матвей Голубевы, Евгений Гринев.
– Понятно, что это работы, сделанные на коленке. И не совсем то, что обычно продается. Но в этом можно увидеть концепцию, умение рисовать, передавать состояние, – пояснила Виктория Яковлева. – Интересной и необычной мне показалась работа Матвея Голубева. У человека есть какой-то творческий нестандарт (художник представил работу в искусственно состаренной раме с ржавыми гвоздями – прим. Авт.), хочется понять, что в нем еще спрятано.
Организаторы надеются, что художественный пленэр «Заповедный Воронеж» станет ежегодным. Посмотреть выставку первых участников познавательной и творческой прогулки можно будет в Книжном клубе «Петровский» до 15 октября.
Справка «Горкома36»
Пленэр проходил в августе в самом историческом центре Воронежа – по улочкам за главным корпусом ВГУ. Именно на этой территории располагалась воронежская крепость и селились первые жители города. Маршрут включал улицы Фрунзе, Нарвскую и Белинского, Севастьяновский съезд, Спасский и Ильинский храмы. Интересно, что изначально гиды ограничивались только экскурсиями, а позже, когда на одну такую встречу пришли около 350 человек, осознали – нужно двигаться дальше.