Новшество, о которой с опаской говорила автомобильная общественность, вот-вот станет реальностью. Центробанк утвердил указание о расширении тарифного коридора в ОСАГО на 20% вверх и вниз. Скорректирован и порядок применения базовых ставок и коэффициентов при расчете страховой выплаты. В том числе многострадального коэффициента «бонус-малус». Подготовленный документ осталось только направить на регистрацию в Министерство юстиции.
Саму бумагу в глаза никто не видел, но деловые, а теперь уже и неделовые СМИ вовсю обсуждают положения реформы, призванной «восстановить справедливость» системы для потребителя услуги. Топ-менеджеры ЦБ в своих скупых комментариях, по сути, повторяют заявления страховщиков, значит, эти положения наверняка будут фигурировать в итоговых документах. Основная разница – в расчетах конечной цены полиса. Центробанк утверждает, что она повысится в среднем на 1,5%, страховщики потирают руки на 5%. Но комментарии в тематических чатах полны исключительно иронии по этому поводу. Народ ждет скачкообразного роста и новых издевательств.
Действительно, некоторые положения не могут не насторожить. «Коридор» в понимании регулятора – это, в частности, разрешение (не обязательство, а всего лишь разрешение) снизить тарифы на ОСАГО для 20 регионов, и Воронежская область в т. н. «зеленую» зону не входит. По причине повышенного уровня автомошенничества и общей убыточности услуги на ее территории. Сегодня Воронеж имеет региональный коэффициент 1,4 – значит, базовая стоимость полиса при расчетах увеличивается на 40%. Будет ли она еще увеличена, достоверно неизвестно. Но принцип остается – за мошенников и нерадивых менеджеров будут отвечать своим рублем рядовые воронежские водители.
Довольно цинично выглядят и заявления о социальной направленности обновленного ОСАГО из-за скидки в 7% для пенсионеров. Ведь молодых водителей, которых гораздо больше на дорогах, ждет увеличение цены страхового полиса почти вдвое!
Реформа коэффициента «бонус-малус» тоже не сулит ничего хорошего. В ее основе – довольно путаная возрастная градация. До сих пор система была предельно проста – и то страховые компании ухитрялись сделать ее проблемной и породить целую индустрию по «восстановлению КБМ». В новом дифференцированном виде она дает гораздо больший простор для злоупотреблений.