Эта выставка – о безграничной стойкости, вере и верности, о любви к ближнему и к родине на все времена. И о безграничной силе духа, способной возвыситься над любой «матчастью» в самых тяжелых условиях. Экспозиция рассказывает о таких условиях, в которых оказалась Русская православная церковь и верные ей люди, в том числе «пролетарии», после Октября 1917 года. Редакция уже рассказывала о начале работы этой экспозиции «Время святителя Тихона: «Устрояйте духовные союзы!» (12+) в приходском доме Спасского храма. Уникальные документы и фотографии, сформированные учеными Свято-Филаретовского института в новые страницы российской истории, рассказывают о церковных людях, которые после революции по призыву святейшего патриарха Тихона объединялись в общины и братства для сохранения церкви.
Выставка работает в Воронеже по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Леонтия.
О воронежских страницах
Принявшие участие в ее открытии в стенах «Никитинки» настоятель Кирилло-Мефодиевского храма, руководитель издательского отдела Воронежской митрополии, преподаватель Воронежской духовной семинарии Андрей Изакар и дьякон Владимирского собора Воронежа, магистр истории и теологии Павел Строков подробно остановились уже на воронежских страницах этой истории.
В открытии также приняли участие директор Воронежского областного краеведческого музея Роман Берестнев, председатель малого православного братства во имя прп. Силуана Афонского Инна Ткаченко, руководство и сотрудники библиотеки.
– Я бы хотела поблагодарить малые братства за многолетнее сотрудничество, за организацию событий, которые стали поистине духовными событиями в жизни нашего города. Благодаря инициативам православных братств, в стенах библиотеки прошло немало выставок, конференций, презентаций книг, которые помогают нам открывать страницы истории, узнавать новые имена, – отметила заместитель директора библиотеки Лариса Символокова.
Часть фотографий были переданы на выставку из архивов краеведческого музея.
– Мы с огромной радостью предоставили материалы. Роль музеев очень интересна в истории Русской православной церкви, традиций и духовной жизни страны. Ведь музеи создавались как антирелигиозные учреждения. Но все религиозное наследие во многом сохранено благодаря работе музейной институции еще в 30-х годах, – рассказал Роман Берестнев.
О духовной логике
– Здесь, в Воронеже, выставка тоже продолжает свой путь с места, связанного с нашими новомучениками и с теми событиями, о которых она рассказывает. В 1918 году в Воронеже по благословению исповедника веры воронежского святителя Тихона (Никанорова) состоялся десятитысячный крестный ход. Несмотря на получение разрешения, он был разгромлен большевиками. Были расстреляны священники, пострадали миряне, – рассказал Андрей Изакар.
– На Воронежской земле еще предстоит все это исследовать целостно. Но и сейчас, если внимательно смотреть на уклад церковной жизни в те тяжелые годы, то и на стендах видно, и чувствуется, что процесс единения людей в Воронеже тогда был очень сильным. Мы выбрали самую яркую страницу истории, начиная с 1922 года – времени, когда борьба с церковью началась разными и самыми кощунственными способами. Были кампании по вскрытию святых мощей, по изъятию икон и церковных ценностей. Большевики прикрывались тем, что средства нужны для голодающих губернии, но на самом деле награбленное распределялось так, что до голодающих мало что доходило. Следующим испытанием стал обновленческий раскол церкви в 1922 году. Первым тезисом обновленческого движения стало признание справедливости социалистической революции, полная лояльность власти и противостояние патриархии. Воронежская епархия стала лидером в стране по количеству священников, обратившихся в обновленство. А вот народ – не пошел. Со всем этим не спешил. Весь этот опыт выражает особый смысл нашей церковной жизни и духовной логики. Ведь духовный подъем православных людей в то страшное время был огромным. В 1926 году благодаря авторитету нового архиепископа Воронежского и Задонского Петра начался массовый отход верующих воронежцев от обновленчества и возврат приходов в лоно Патриаршей Церкви. Все это повлекло новую волну репрессий. Когда отца Петра снова вызвали на допрос, за ним следом к зданию ГПУ пришло около трехсот верующих. Весь город был на ногах, – рассказывает Павел Строков.
Об отце Петре
Архиепископ Петр был арестован в Воронеже в самом конце ноября 1926 года и в марте 1927-го приговорен к 10 годам лишения свободы «за контрреволюционную деятельность против советской власти». Вину свою он не признал. Вместе с ним были осуждены и другие воронежцы – его соратники. В том числе токарь Отроженских железнодорожных мастерских Василий Сироштан и заместитель директора железнодорожного политехникума Дмитрий Москалев. К трем годам лишения свободы был приговорен келейник архиепископа архимандрит Иннокентий. Петра отправили в Соловецкий лагерь особого назначения. Там он продолжал жить полностью по церковному уставу. Был отправлен в штрафной изолятор на Заяцких островах.
«Епископа Петра схватили особенно грубо, словно сопротивляющегося преступника. То была месть человеку, поднявшемуся над суетой преследований и унижений. Перед ним тушевались сами вохровцы, натасканные на грубую наглость и издевку над заключенными, – из воспоминаний соловецкого узника, писателя Олега Волкова, о воронежском архиепископе.
Отец Петр скончался в январе 1929-го в тифозном бараке.
О светильниках духа
– Были в Воронеже в то страшное время, в 20-х годах, после революции, два светлых человека – Максим Павлович Бессарабов и Феоктиста Михайловна Чуркина. Каждый день эти люди обходили город, погруженный во мрак обновленчества, общались с рабочими, молились вместе и стали для воронежцев неугасаемыми светильниками духа. Когда, казалось бы, вся вера была разрушена на много лет вперед, Максим Павлович подбадривал старицу Феоктисту: «Фроська, жизнь надо держать, собирать надо жизнь!» И этот завет собирания и держания жизни звучит для нас до сих пор, является самим нервом духовной жизни православного человека, – поделился в «Никитинке» с посетителями выставки Павел Строков.
В Воронежской Книге Памяти лишь скудно сообщается, что Максим Павлович Бессарабов, рожденный в 1882 г. в г.Калаче Воронежской области, русский, из крестьян, неграмотный, осужден 23 августа 1937 г. и постановлением тройки УНКВД по Воронежской области приговорен к расстрелу. Реабилитирован 17 июня 1989 г. прокуратурой Воронежской области.
Работа выставки завершится итоговым круглым столом и презентацией новых книг по теме в Никитинской библиотеке в воскресенье, 21 декабря.
Ольга Бренер