2024-12-25

На встрече с мирозданием: воронежское современное искусство обогатилось «Юханановфестом»

Его называют человеком-оркестром – и кто бы спорил. Московский режиссер театра и кино Борис Юхананов (в студенческом прошлом – воронежский житель) – фигура многоплановая и отчасти парадоксальная. 

Его называют человеком-оркестром – и кто бы спорил. Московский режиссер театра и кино Борис Юхананов (в студенческом прошлом – воронежский житель) – фигура многоплановая и отчасти парадоксальная. Один из ярчайших представителей советского художественного андеграунда восьмидесятых – педагог, писатель, теоретик видеоискусства – руководит сегодня столичным «Электротеатром». Ультрапрогрессивной площадкой, открытой для экспериментов, проб и даже, если что, ошибок.

Роман в формате видео

С личностью и творчеством Бориса Юхананова воронежцев познакомил «Юханановфест» – фестиваль, недавно прошедший в галерее современного искусства «Х.Л.А.М.». Стартовал он с открытия выставки «Борис Юхананов. Ландшафты», составленной из работ фотохудожника Андрея Безукладникова, хроникера московского культурного «подполья» восьмидесятых годов прошлого века.

Центральным объектом экспозиции, как понятно из названия, стал сам Борис Юрьевич. Но на винтажных фотокарточках запечатлены и другие «исторические» персоны – Петр Мамонов, музыканты легендарной группы «Оберманекен» и другие мэтры. Одновременно, помимо снимков, публике представили несколько книг Юхананова.

– Я познакомился с Борисом сорок лет назад, – вспоминал директор и основатель галереи «Х.Л.А.М.» Алексей Горбунов. – Эффект от знакомства с этим человеком оказался поистине ошеломляющим: я вдруг обнаружил, что поэты действительно существуют. Поэты в широком смысле слова. И это открытие невероятно вдохновило меня.

ландшафт.jpg

Тему вдохновения продолжил сам Юхананов, приезжавший на открытие фестиваля лично. Именитый гость поведал, что он одним из первых в СССР заполучил в руки видеокамеру. Гениальное изобретение человечества настолько поразило режиссера, что он «стал писать роман в формате видео».

– В итоге я снял двадцать глав этого романа, но нашел в себе силы смонтировать только пять, – откровенничал Борис Юрьевич. – Периодически возвращаюсь к тому проекту и «выпускаю» новые фильмы на основе материала, запечатленного в конце восьмидесятых – начале девяностых.

Без отрыва от жизни

Фестивальную аудиторию Борис покорил легкостью и простотой в общении – практически мгновенно. Рассказал, что за несколько лет до опытов с «видеороманом» пробовал писать «большую прозу». Обычным способом – с использованием бумаги и ручки. Но – с оригинальным подходом.

– Писал я в режиме «непрерывной линии», – вспоминал Юхананов. – Просто проживал свою жизнь – и переносил ее на бумагу. В какой-то момент возникло желание запечатлевать, фиксировать мгновения, в которых живу. Никакого культурологического обоснования для такого рода деятельности не было. Всего лишь записывал то, что считал нужным – не отрываясь от собственной жизни и одновременно дистанцируясь от нее. Но получался не поток сознания, как у сюрреалистов, – они владели высоким искусством отрыва от реальности, а простая встреча с мирозданием, частью которого ты являешься.

В такой технике написан роман «Моментальные записки сентиментального солдатика», созданный в 1981 году – в период армейской службы. Эту работу, первую из официально опубликованных, Борис Юрьевич также представил в рамках «Юханановфеста» (а фактически первым был роман «Черт-те что», появившийся в период учебы в Воронеже – это произведение пока не издано).

«Вселенский» футбол

По «ходу пьесы», то бишь фестиваля, неистовый Юхананов, как выражается молодежь, «жег». Рассказывал умопомрачительные байки из бурной юности: о случайном знакомстве с воронежской «отпетой шпаной», о феерической поездке в Москву («я во что бы то ни стало решил встретиться с Высоцким, Вознесенским и Васильевым») и о творческих экспериментах «на грани нормальности». А отдельным номером программы стали художественные видеоработы мастера.

В их числе – фильм «Назидание», оказавшийся единственной российской лентой на прошлогоднем кинофестивале в Локарно. Уникальная в своем роде киноработа, с одной стороны, оборачивается самым что ни на есть форматным, грамотно спродюсированным «фильмом для всех». С другой же – затрагивает довольно далекие от обывателя темы. Лента всесторонне рассматривает легендарный спортивный конфликт – давно и прочно вошедшую в историю «разборку» футболистов Зенидина Зидана и Марко Матерацци. Казалось бы – что может быть привлекательнее для широкой аудитории, чем обмусоливание подобных «звездных войн»?

Но тут случай иной: причудливая режиссерская оптика выставляет пресловутый зидановский удар головой как нечто предопределенное на небесах. В ход идет нумерология, въедливое изучение биографии обоих спортсменов, целая россыпь мистических и околомистических совпадений. Зачем? Очевидно, чтобы натолкнуть внимательного и чуткого зрителя на ряд неожиданных выводов. Выводов не о спорте, а – ни больше ни меньше – об устройстве Вселенной. И заодно – о допустимом и недопустимом, относительности добра и зла и прочих крайне неоднозначных вещах. Собственно, готовых тезисов никто не предлагает – грамотно подобранные и эффектно поданные факты лишь подбрасывают пищу для размышлений. Прием, разумеется, старый как мир, однако в том, что касается настоящего искусства – неизменно действенный. Весьма жаркая «хламовская» полемика, стихийно возникшая после киносеанса, – лишнее тому подтверждение.

Сергей ПОПОВ