2024-03-29

На воронежской сцене сыграли непривычного Достоевского в духе Тарантино (ФОТО)

На воронежской сцене сыграли непривычного Достоевского в духе Тарантино (ФОТО)
Спектакль «Преступление и наказание» режиссера Константина Богомолова показал в рамках Платоновского фестиваля искусств Санкт-Петербургский Театр «Приют комедианта». Постановщик предложил и артистам, и зрителям по-другому посмотреть на «приевшуюся» классику.

Спектакль «Преступление и наказание» режиссера Константина Богомолова показал в рамках Платоновского фестиваля искусств Санкт-Петербургский Театр «Приют комедианта». Постановщик предложил и артистам, и зрителям по-другому посмотреть на «приевшуюся» классику.

Минималистичный подход к декорациям и чувства, запрятанные внутрь – у Богомолова важен текст и интонация, с которым его произносят артисты. Режиссер намеренно использует нарочито простую сценографию и не дает внутренним конфликтам персонажей вылиться наружу однозначной эмоцией, дабы ни на что не отвлечь, а только дать возможность следить за поступательной (или не всегда) траекторией мысли.

– Разрушение привычного, что мы называем школьным восприятием Достоевского, это важнейшая составляющая театра. Когда театр берется за произведения первого эшелона классической литературы, этот аспект очень важен. Все мы живем в непонятно как создавшемся облаке наших представлений, которые школа сформировала, или, может, какой-то жизненный опыт. Мы все знаем, что Раскольников – это долговязый человек в шляпе, надвинутой на глаза, худой и его трясет постоянно от испарины. Он убил, потом страдал от температуры, затем полюбил проститутку. Но нашелся какой-то очень хитрый следователь, который вывел его на чистую воду. Приблизительно это вы услышите, если остановите любого человека на улице. Вряд ли кто-то скажет, что в этом романе образ Свидригайлова – вершина творчества Федора Достоевского, – говорит заслуженный артист России, исполнивший роль Порфирия Петровича, Александр Новиков. – Мы живем в том, к чему мы привыкли. Мы знаем, что Онегин – лишний человек, а если сегодня, будучи взрослыми, мы перечитаем Пушкина, то никто не ответит, почему Онегин более лишний, чем каждый из нас. Если мы не будем разрушать привычные представления, то мы окажемся в примитивном восприятии литературы. Театр все время должен разрушать это. Разрушать, чтобы созидать. И хороших режиссеров объединяет одно – желание бесконечно обновлять восприятие зрителя. Мы просто попытались стереть ощущение привычного, увидеть компанию людей, представленную нам Достоевским, по-другому.

Поэтому роль Сонечки Мармеладовой исполняет 64-летняя народная артистка России Марина Игнатова, а маму Раскольникова 31-летняя Алена Кучкова – «намек» на биологический возраст. Поэтому зрители не видят момента совершения преступления и не знают, отправится ли Раскольников в тюрьму – вовсе не это волнует режиссера. Раскольников в исполнении актера Дмитрия Лысенкова – вряд ли тот человек, которого мучает совесть.

– Вы не увидите Достоевского кричащего, страдающего, рыдающего. Здесь Достоевский спокойный, скорее рациональный, а не эмоциональный. Все эмоции здесь спрятаны внутрь. Сам подход к «преступлению» здесь (не способ изложения) тарантиновский. В том смысле, что у Тарантино смерть не рассматривается как драма, она только эпизод жизни, – так отзывается о своей работе сам Константин Богомолов. – Из истории Раскольникова изъяты моменты физических мучений, хотя сохранены и текст, и структура романа. Но при этом каждый монолог изъят из зоны нравственных и моральных мучений. Вот что здесь от Тарантино.

– Режиссерский прием Константина Богомолова – вылить в зал «химикат» и ждать проявки у зрителя, кто и как его воспримет, – говорит Дмитрий Лысенков.

Воронежские зрители, выходя из зала, обсуждали, что нить почти монотонных монологов в начале первого действия постоянно терялась, а потом случилось что-то гипнотическое, и почти четырехчасовой спектакль оказался просмотренным на одном дыхании. А некоторые пристыдили себя, подумав: «А действительно, чего же такого совершил Раскольников? Подумаешь, вошь убил»… У спектакля восемь номинаций на «Золотую Маску».

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ