2024-03-29

На воронежском фестивале кукол показали «Сад» по Чехову для взрослых

На I Международном фестивале театров кукол «Формат Вольховского» состоялся показ спектакля «Сад», привезённого кукольниками из Петрозаводска. Постановка была номинирована на премию «Золотая Маска» и имеет возрастной ценз 18+.

На I Международном фестивале театров кукол «Формат Вольховского» состоялся показ спектакля «Сад», привезённого кукольниками из Петрозаводска. Постановка была номинирована на премию «Золотая Маска» и имеет возрастной ценз 18+.

Кто-то назовёт это театральным прорывом, а кто-то покрутит у виска и скажет, что такая классика нам не нужна. В основу спектакля «Сад» положена пьеса Антона Чехова «Вишневый сад», вот только герои здесь – не те, что мы привыкли видеть в драматическом театре. Они не ходят в роскошных платьях и не играют хрестоматийную драму. Режиссёр Александр Янушкевич поставил гротескную комедию. Впрочем, и сам Антон Павлович так определял жанр своего произведения.

1.jpgВместо цветущего сада геометрически строгие перекрещенные палки, декорации-трансформеры, дом, будто из картона, и люди-куклы. Режиссёр решил возвести чеховских персонажей в абсолют, надев на них «живые» маски. Живые, потому что мягкие и подвижные, и с их помощью раскрывается человеческий характер и становится ясно, что герои чувствуют в данный момент. Чеховские герои словно вышли из привычной театральной реальности в новый мир, где полно эгоизма. Они говорят надрывным голосом и имитируют кукольные движения. Они же становятся метафорой неправды.

Янушкевич создал своих персонажей, каких-то обособленных и больных душевной глухотой. Иронично. Правда, первое время. Дальше – мрачно.

– В нашем театре не было Чехова, и нам хотелось поработать с Александром Янушкевичем после его «Толстой тетради». Я написала ему только один вопрос: Чехов – ваш автор? Он ответил, что да. Когда стали репетировать, режиссёр сказал, что куклы не «ложатся» в этот спектакль. Поэтому появилась идея задействовать маски. Это тот случай, когда через форму считывается содержание, – рассказывает директор театра кукол республики Карелия Любовь Васильева.

2.jpg

Подготовительный период занял полгода, репетиции – месяц. Так и получился новый, совершенно оригинальный «Сад». Но не вишнёвый. Это определение отсутствует в названии, режиссёр решил, что оно как бы излишне, так как, по сути, «какая разница, какой сад мы теряем, главное, что он был райским».

Постановка была воспринята воронежской публикой неоднозначно. Одни говорили, что такого Чехова не узнают, и вряд ли такой театр чему-то научит. Другие уверены, что подобная смелая форма – то, к чему должен театр стремиться, ведь старые каноны давно не интересны молодому поколению, а приобщать к искусству его надо. А вот подростки, оказавшиеся на спектакле, после его завершения обсуждали, что «Чехов-то, оказывается, автор, что надо».

Спектакль «Сад» театра кукол республики Карелия получил четыре номинации театральной премии «Золотая Маска – 2019» как лучшая режиссёрская работа, лучший спектакль, лучшая работа художника и актёрская работа. Отметили актрису Любовь Бирюкову, игравшую Раневскую. Но театр не получил наград. А сам Александр Янушкевич уже является «золотомасочником» за работу над спектаклем «Толстая тетрадь».

I Международный фестиваль театров кукол «Формат Вольховского» проходит в Воронеже с 20 по 26 мая, и одна из его главных задач – показать, что театр кукол – разноплановый и для разной аудитории зрителей. Куклы  не только для детей.
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ