Спектакль «Черная курица» предназначен для публики старше шести лет, а охарактеризовали его создатели как «историю одной дружбы». По сюжету, мальчик Алеша спасает от гибели курицу Чернушку, которая оказывается первым министром подземного королевства. Жители подземного мира в знак благодарности дарят ему зернышко, которое позволяет знать любой урок, не уча его.
Режиссер Алина Кушим, взявшись за такой непростой и многослойный текст, переживала: получится ли сделать его понятным для современного поколения детей. Поэтому, готовя инсценировку вместе с Антоном Ткаченко, она убирает из произведения длинные монологи, а сценическое пространство с Аней Иткиной они представляют в виде конфликта двух миров – серой и обыденной реальности и яркого, полного тайн и загадок подземелья, местами напоминающего вселенную Гарри Поттера.
Учителей Алина Кушим визуализирует высокими – артисты передвигаются по сцене в обуви на 20-сантиметровой подошве, с париками позапрошлого века. Со сцены звучат произведения Пушкина (чего нет в тексте Погорельского), использован комический прием, когда русские классики, ожившие на портретах, вступают в перепалку друг с другом.
– Постановщики современного театра обязаны говорить с детьми на одном языке. Наша миссия в том, чтобы ребенок посмотрел и сказал: «Это же про меня», – отметила режиссер в беседе с журналистами.
И хотя она находит удачные формы диалога с детьми, осовременивает текст за счет вкраплений нынешней школьной действительности и придает работе динамику благодаря юмору, спектакль сложно назвать идеальным. Не кажутся в полной мере проработанными отношения между персонажами, нет ощущения, что Алеша (Евгений Шендеровский) и Чернушка (Лилия Юникова) друг другу дороги, отсюда и вопросы к трансформации главного героя. А случилась ли она?
Тема предательства, когда Алеша выдает тайну о подземных жителях, и тема раскаяния, затронутая автором и так старательно передаваемая режиссером без назидательного подтекста, звучат пока слишком тихо, почти не касаясь душевных струн. Но и то, что мы видели, была не премьера, а генеральный прогон.
Возможно «на зрителе» обозначенные в спектакле важные смыслы обретут необходимый объем.