Играют на бубне, жалейке, пиле, самодельном ксилофоне. Танцуют народную и современную хореографию. Поют и ставят спектакли. Воронежский ансамбль «Зимогоры» существует дольше двух десятилетий, имеет звание образцового коллектива и 16 Гран-при городских, межрегиональных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.
Художественный руководитель ансамбля, почетный работник общего образования Алексей Пожидаев рассказал «Горкому36» о том, почему пришел в профессию и как детский коллектив сделать семьей.
К творчеству через дисциплину
Алексей Пожидаев посвятил народному творчеству всю свою жизнь: родители его отдали вместе с братом в музыкальную школу – тогда это было престижно, он учился играть на баяне. Почетный работник образования признается, что ходил в «музыкалку», потому что это была его обязанность, но когда пришло время выпускаться, впервые четко осознал – расставаться не хочет: то, что делает, полюбил. Пожидаев поступил в музыкальное училище, откуда был отчислен за драку на третьем курсе. Попал в армию, в десантные войска.
– Армия научила меня дисциплине, которая необходима любому артисту, творческому человеку. Будучи дисциплинированным, я мог репетировать по три-четыре-пять часов, не отрываясь от процесса. И теперь, когда я стал художественным руководителем коллектива, я требую четко соблюдать расписание, вовремя выполнять поставленные задачи, – рассказывает педагог. – Когда вернулся из армии, я едва не ушел в другую сферу. Не знаю в какую, но точно бы ушел, если бы не мой педагог – заслуженный артист России Владимир Авралев. Он настоял, чтобы я восстановился. И я это сделал, сдав экзамены для четвертого курса на пятерки.
Потом Пожидаев отучился в консерватории и работал в Германии в ансамбле песни и пляски, по возвращении в Воронеж – долгие годы концертмейстером. Создать свой коллектив Пожидаев решился в 42 года.
Свои идеи
– К ансамблю я пришел тогда, когда понял, что мне есть что сказать, что я могу детей чему-то научить, что у меня есть опыт за плечами. Это сегодня частое явление, когда творческие люди называют себя педагогами, хотя не могут сыграть трех нот, не могут придумать ничего своего, только фонограммы чужие берут. Хотя, безусловно, есть и талантливые педагоги. Я же пришел к педагогике осознанно и предпочитаю только авторские вещи – музыку, танцы, вокал, – рассказывает Алексей Иванович. – К каждому произведению подхожу щепетильно, не люблю никаких заимствований, все из головы беру. И от команды требую того же. А дети, которые у нас занимаются (коллектив базируется в основном во Дворце детства и юношества – прим. авт.), могут взаимодействовать с разными педагогами и понимать таким образом, что у них больше получается.
Так сложилось, что руководят разными направлениями в коллективе «Зимогоры» члены семьи Алексея Ивановича. Дочка Екатерина отвечает за народную хореографию, сын Игорь – за современную, а также режиссуру спектаклей. Супруга Наталья шьет коллективу костюмы. С музыкантами, которые работают в ансамбле, по словам Пожидаева, им просто повезло – профессионалы с большой буквы.
– У нас большой коллектив, все направления охватываем. И даже при малой форме – только вокалистами, например – можем отработать полуторачасовую программу. Быть художественным руководителем в «Зимогорах» одновременно легко и трудно, потому что мне приходится работать с семьей. А с другой стороны, дом творчества и должен быть домом, в который хочется возвращаться. А у нас всегда много идей и есть возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка. Мы делаем общее дело в стенах общего дома, и все участники коллектива для меня – моя семья. Другое дело, что наша профессия сегодня не очень-то и престижная. Когда учился я, на курсе одних только баянистов было 18 человек, а сейчас на всем исполнительском факультете в институте чуть больше сотни студентов. Коллективов профессиональных, где можно работать, в Воронеже по пальцам одной руки можно пересчитать, а выпускаются ребята каждый год. Кадры уезжают в другие города…
– А что с этим делать?
– Делать свою работу с любовью.
Марина ВИКТОРОВА