2024-09-27

На Платоновском фестивале в Воронеже показали скульптуры из «железного» дерева

На Платоновском фестивале искусств открылась выставка уникальных скульптур «Великий Эрьзя», привезенных из Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи.

На Платоновском фестивале искусств открылась выставка уникальных скульптур «Великий Эрьзя», привезенных из Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Экспозиция работает в Выставочном зале на Кирова, 8.

– Скульптура на Платоновском фестивале искусств – большая редкость, хотя это один из прекраснейших видов изобразительного искусства. Но эти произведения с трудом транспортируются, поэтому вдвойне приятно, что у нас все же получилось сделать такую выставку на воронежской земле, – подчеркнул художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств Михаил Бычков. – Эрьзя – это великий мастер, великий современник Андрея Платонова, со своей пластикой, непростой и напряженной, в чем-то созвучной с ним.

Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи является единственным обладателем полного собрания произведений скульптора – их в коллекции музея более 200. В Государственном Русском музее можно увидеть 31 скульптуру, в Третьяковской галерее – всего три, остальное хранится в частных коллекциях и за рубежом.

– Основной материал, который мастер использовал в своей работе, – дерево вида кебрачо. Оно растет в Аргентине во влажной местности, из-за чего приобретает удивительное свойство камня. С этим деревом Эрьзя познакомился во время своей командировки по разным странам, в которую отправило его советское правительство, – рассказала главный хранитель музея и куратор выставки Надежда Белова. – Ему так понравилось работать с этим материалом, что он попросил разрешения остаться в Аргентине работать. Кебрачо использовали при строительстве железных дорог, из него изготавливали шпалы. Оно прочное. Эрьзя увидел в этом что-то необычное, и дерево приобрело новый смысл.

Вообще с деревом работали не многие скульпторы, а с деревом кебрачо работал только Эрьзя. Оно было очень тяжело в обработке. Специально для этого материала скульптор придумал электрическую дрель, работающую по типу зубной машины. Эрьзя, как Леонардо да Винчи, много изобрел, чтобы его творчество совершенствовалось.

– Он придумал мастику, которой покрывал произведения, но секрет ее изготовления так никто и не узнал, – продолжает Надежда Белова. – Он был новатором, умел передавать эмоцию и настроение в любой теме, будь то мифологический или библейский сюжет. Это тот случай, когда можно говорить, что мастер буквально проснулся знаменитым после Венецианской выставки. Его по праву критики называют Великим.

В Аргентине он жил и работал с 1927 по 1950 г. Но она так и не стала для него родиной. Он не уставал повторять: «Родина кебрачо – это Аргентина, а моя родина – это Россия». Когда он возвращался домой, то зарезервировал весь пароход, чтобы перевезти на нем все свои работы. Семьи у него не было, ею он считал искусство, а детьми называл скульптуры.

– Мастер умел видеть в материале пластику, форму, объем, был способен его оживить. Великий Эрьзя глубоко философичен и психологичен. Он раскрывается не сразу, его работы надо смотреть несколько раз. У вас будет такая возможность, – подытожила хранитель.

Выставка будет работать до 30 июля.

Справка «Горкома36»

Степан Нефедов (Эрьзя) (1876–1959) – российский и советский художник и скульптор. Псевдоним отражает его принадлежность к этнической группе эрзя в составе мордовского народа. Автор памятников человеку труда и борцам революции, портретов деятелей литературы и искусства из мрамора, дерева и цемента. Во время работы в Аргентине обращается к историческому портрету, мифологическим образам, поэтическим женским образам.