На Платоновском фестивале искусств открылась выставка уникальных скульптур «Великий Эрьзя», привезенных из Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Экспозиция работает в Выставочном зале на Кирова, 8.
– Скульптура на Платоновском фестивале искусств – большая редкость, хотя это один из прекраснейших видов изобразительного искусства. Но эти произведения с трудом транспортируются, поэтому вдвойне приятно, что у нас все же получилось сделать такую выставку на воронежской земле, – подчеркнул художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств Михаил Бычков. – Эрьзя – это великий мастер, великий современник Андрея Платонова, со своей пластикой, непростой и напряженной, в чем-то созвучной с ним.
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи является единственным обладателем полного собрания произведений скульптора – их в коллекции музея более 200. В Государственном Русском музее можно увидеть 31 скульптуру, в Третьяковской галерее – всего три, остальное хранится в частных коллекциях и за рубежом.
– Основной материал, который мастер использовал в своей работе, – дерево вида кебрачо. Оно растет в Аргентине во влажной местности, из-за чего приобретает удивительное свойство камня. С этим деревом Эрьзя познакомился во время своей командировки по разным странам, в которую отправило его советское правительство, – рассказала главный хранитель музея и куратор выставки Надежда Белова. – Ему так понравилось работать с этим материалом, что он попросил разрешения остаться в Аргентине работать. Кебрачо использовали при строительстве железных дорог, из него изготавливали шпалы. Оно прочное. Эрьзя увидел в этом что-то необычное, и дерево приобрело новый смысл.
Вообще с деревом работали не многие скульпторы, а с деревом кебрачо работал только Эрьзя. Оно было очень тяжело в обработке. Специально для этого материала скульптор придумал электрическую дрель, работающую по типу зубной машины. Эрьзя, как Леонардо да Винчи, много изобрел, чтобы его творчество совершенствовалось.
– Он придумал мастику, которой покрывал произведения, но секрет ее изготовления так никто и не узнал, – продолжает Надежда Белова. – Он был новатором, умел передавать эмоцию и настроение в любой теме, будь то мифологический или библейский сюжет. Это тот случай, когда можно говорить, что мастер буквально проснулся знаменитым после Венецианской выставки. Его по праву критики называют Великим.
В Аргентине он жил и работал с 1927 по 1950 г. Но она так и не стала для него родиной. Он не уставал повторять: «Родина кебрачо – это Аргентина, а моя родина – это Россия». Когда он возвращался домой, то зарезервировал весь пароход, чтобы перевезти на нем все свои работы. Семьи у него не было, ею он считал искусство, а детьми называл скульптуры.
– Мастер умел видеть в материале пластику, форму, объем, был способен его оживить. Великий Эрьзя глубоко философичен и психологичен. Он раскрывается не сразу, его работы надо смотреть несколько раз. У вас будет такая возможность, – подытожила хранитель.
Выставка будет работать до 30 июля.
Справка «Горкома36»
Степан Нефедов (Эрьзя) (1876–1959) – российский и советский художник и скульптор. Псевдоним отражает его принадлежность к этнической группе эрзя в составе мордовского народа. Автор памятников человеку труда и борцам революции, портретов деятелей литературы и искусства из мрамора, дерева и цемента. Во время работы в Аргентине обращается к историческому портрету, мифологическим образам, поэтическим женским образам.