2024-05-03

На первом плане – оборонзаказ: как предприятия Воронежской области перестроили работу под нужды СВО

На первом плане – оборонзаказ: как предприятия Воронежской области перестроили работу под нужды СВО
Об изменениях в работе промышленных предприятий в новых условиях, дефиците кадров и развитии транспортной системы региона рассказали на брифинге, прошедшем в правительстве Воронежской области 7 апреля.

Санкциям вопреки

С прошлого года на экономику нашей страны оказывается небывалое санкционное давление. Но, несмотря на это, промышленность Воронежской области продолжает устойчиво функционировать. Так, по данным Воронежстата, предприятиями области в прошедшем году было отгружено продукции на сумму 928,7 млрд руб. Это на 12,7% больше по сравнению с 2021 годом.

Индекс промышленного производства области за 2022 год составил 98%, в том числе в обрабатывающих отраслях – 97,6%. Снизились объемы производства волоконно-оптических кабелей, лесоматериалов, аммиака, шин, покрышек и резиновых камер, синтетических каучуков, сельскохозяйственных погрузчиков. Мебельщики региона изготовили меньше столов и шкафов.

Вместе с тем ряд предприятий в новых экономических условиях наращивают объемы производства и успешно замещают своей продукцией изделия иностранных производителей, ушедших с российского рынка.

Среди рисков, которые сохраняются для воронежской промышленности в текущем году, специалисты выделяют частичную изоляцию банковского сектора от международной финансовой системы, нарушение цепочек поставок импортного оборудования и запасных частей к нему, необходимость ускоренной пере­ориентации экспортных торговых потоков, сокращение инвестиционных программ госкорпораций, падение спроса на сельхозмашины вследствие сокращения экспорта зерна.

Все для фронта

В настоящее время предприятия оборонно-промышленного комплекса Воронежской области продолжают выполнять работы в рамках государственных оборонных заказов для нужд Вооруженных сил Российской Федерации. К работе по оперативному обеспечению потребностей армии активно привлекается малый и средний бизнес. При этом в региональном департаменте промышленности и транспорта подчеркивают, что о переводе экономики на военные рельсы речи не идет.

По понятным причинам не называя конкретных цифр, руководитель департамента промышленности и транспорта Александр Десятириков отметил, что гособоронзаказ «вырос кратно». Выгодно ли это предприятиям?

– Учитывая время и условия, в которые нас погрузил коллективный Запад, – экономика здесь на первом плане не стоит. На первом плане – удовлетворение потребностей Министерства обороны, – подчеркнул Александр Десятириков.

Из-за увеличения объемов гособоронзаказа некоторым предприятиям пришлось перейти на трехсменный график. Руководитель департамента привел в пример директора одного из заводов, который привез на работу кровать, чтобы постоянно находиться на производстве.

– Колоссальная поддержка была оказана со стороны правительства в плане модернизации технологических циклов, произошла массированная закупка оборудования для удовлетворения нужд гособоронзаказа, – отметил Александр Десятириков. – На сегодняшний день деньги не все решают в модернизации и расширении производственных возможностей – за деньги все, что хотим, мы уже купить не можем. Корректируем свои планы, логистические цепочки, контракты. Приходится исхитряться.

Получите – распишитесь

На воронежской земле традиционно сильными сегментами промышленного комплекса являются радиоэлектронная, авиастроительная, ракетно-космическая, нефтегазовая отрасли. И сегодня многие предприятия, работающие в этих сферах, столкнулись с острым дефицитом кадров. Одна из причин, по мнению Александра Десятирикова, – отток квалифицированных специалистов в столицу и регионы, где заработная плата в этих отраслях выше, чем в Воронежской области. Поэтому сегодня работа в этом направлении нацелена на создание условий, при которых студенты вузов охотнее шли бы работать на промышленные предприятия региона.

Если же говорить об уровне оплаты труда в целом, то среднемесячная заработная плата в обрабатывающих отраслях промышленности в 2022 году выросла на 10,5% по сравнению с 2021 годом и составила 45,8 тыс. руб. Наибольший рост заработной платы отмечен в металлургическом производстве и полиграфической деятельности, производстве лекарственных средств, резиновых и пластмассовых изделий, готовых металлических изделий, производстве машин.

Мы поедем, мы помчимся

На брифинге также шла речь о транспортной ситуации в регионе. В частности, журналистов интересовал вопрос, касающийся разработки регламента эвакуации припаркованных автомобилей с закрытыми номерами. По словам Александра Десятирикова, проект регламента находится в стадии обсуждения, прорабатывается механизм финансирования. Наиболее реальные сроки введения регламента – май-июнь текущего года.

Повысить уровень транспортного обслуживания жителей областного центра помогла бы реализация проекта воронежского метробуса. Система метробуса (BRT) – это способ организации движения автобусов и троллейбусов по выделенной полосе, недоступной остальному транспорту. Это позволяет достичь максимальных показателей производительности, скорости и надежности сообщения. 31 марта проекты необходимых документов по созданию в Воронеже магистрального пассажирского транспорта направлены на рассмотрение в Минтранс России. По словам Александра Десятирикова, в случае утверждения этих планов пилотная часть системы метробуса может быть реализована на дублере Московского проспекта.

Региональные власти не отказываются от планов по внедрению автоматизированной системы безналичной оплаты проезда в общественном транспорте. Внедрение системы планируется за счет средств оператора автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте в регионе, отобранного по результатам конкурентных процедур.

В целях определения потребности в отдельных технических решениях в настоящее время на базе подвижного состава АО «ВПАТП № 3» готовятся к эксплуатации в тестовом режиме три автоматизированные системы.

В 2022 году в Воронежской области перешли на контрактную систему организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Администрации муниципальных районов и городских округов заключили муниципальные контракты с перевозчиками пассажиров. Предварительно была проведена оптимизация маршрутной сети. Это привело к уменьшению количества выполняемых перевозчиками рейсов. Вместе с тем охват сельских населенных пунктов, обслуживаемых автомобильным транспортом, остался неизменным.

Что же касается пригородных перевозок железнодорожным транспортом, то в планах – реализация проекта «Городской поезд». Правда, для этого необходимо построить в Воронеже новые остановочные пункты. А вот о возобновлении пассажирского сообщения на малодеятельных линиях региона (Таловая – Калач, например) приходится пока только мечтать – не выгодно.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ